secretmag.ru
Выживание7 мин.

Как не попасть в ДТП из-за гололёда и кого можно наказать за нечищеные дороги. Гайд

© Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com/wirestock, freepik.com. freepik.com,freepik.com/master1305

Зима продолжает «радовать» погодными чудесами с перепадами температуры от сильного минуса до почти плюса и обратно, снегопадами и метелями. А это значит, что дороги то и дело покрываются коркой льда или снежной кашей, превращаясь в настоящий каток. В такое время часто происходят массовые ДТП, которые могут стоить неопытному водителю машины или даже жизни. Как избежать аварий в гололёд и не попасть в сводки ГИБДД из-за зимних погодных условий, разобрался «Секрет».

Правила езды зимой

Едем медленнее

В холода и гололёд движение машин естественным образом замедляется. Некоторых водителей это раздражает, ведь дорога из точки А в точку Б начинает занимать больше времени. Но лучше заранее заложить это время в свой график, чем рисковать потерять в лучшем случае день, вписавшись в чужую машину или отбойник.

По статистике, зимой значительно возрастает число аварий из-за погодных условий, а самым частым ДТП становится наезд сзади.

На втором месте — заносы при резком объезде препятствия или при перестроении. Кроме того, значительно учащается количество ДТП на стоянках и при попытках припарковаться: из-за снега водители просто не замечают препятствия.

Учитываем тормозной путь

Стоит помнить, что на скользкой дороге значительно увеличивается тормозной путь. А это значит, что нужно увеличивать дистанцию между автомобилями в полтора-два раза от стандартной. Следить нужно не только за своей машиной, но и за другими водителями: если к вам прижимается сзади чей-то автомобиль, лучше дать ему сигнал «соблюдай дистанцию», иначе при вашем резком торможении он рискует не успеть среагировать и врежется в вас.

Общепринятый сигнал для того, чтобы намекнуть водителю сзади держаться подальше: несколько раз плавно нажать на тормоз и посветить красными стоп-огнями.

При манёврах учитываем возможность заноса

Помнить нужно и о боковом интервале и, конечно, как и в любое другое время года, своевременно использовать поворотники при перестроении. Перед каждым манёвром следует снижать скорость, чтобы ненароком не уйти в неконтролируемый занос. Особо осторожными нужно быть при пересечении разметки, которая сама по себе скользкая, а при подъёме в горку там часто образуется каток из-за капающего из выхлопных труб конденсата.

Зимой гололед появляется в первую очередь в местах массового торможения машин: перед перекрестками и на них, перед пешеходными переходами, у остановок, на поворотах и на спусках. Это связано с тем, что во время торможения колёса трением кратковременно нагревают снежный покров, постепенно «полируя» его до полной гладкости льда.

«Выезжая на заснеженную дорогу, старайтесь пользоваться педалями газа и тормоза максимально плавно. Зимой мы все стараемся ездить с большим вниманием, а при снегопадах надо еще больше усилить эти принципы. Все манёвры совершайте медленно и аккуратно. Лучше поговорки "тише едешь — дальше будешь", пожалуй, и не скажешь», — предостерёг директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Алексей Рузанов.

Меняем режим в настройках автомобиля

Рузанов указал, что на современных автомобилях можно выбрать режим вождения «зима» или «эко». Они помогают усилить курсовую устойчивость и уменьшают пробуксовки.

Но независимо от наличия такого режима, есть ряд простых правил, соблюдая которые можно уменьшить вероятность аварии на скользкой зимней дороге.

Соблюдаем правила безаварийной езды в гололёд

  • Въезжая на снежный нанос или выезжая из колеи, нужно ехать на низкой скорости под острым углом.
  • При обгоне и перестроениях из ряда в ряд не поворачивайте руль на большой угол.
  • В снегопад даже днём стоит включать не только габаритные огни, но и ближний свет и противотуманки.
  • Если вы попали в неконтролируемый занос за рулем переднеприводного автомобиля, то необходимо плавно повернуть руль в сторону заноса и немного нажать на газ.

Если же у вашего автомобиля задний привод, нужно снять ногу с педали газа и также повернуть руль в сторону заноса (на газ можно будет нажимать, когда автомобиль выровняется на дороге).

  • В любом случае при заносе избегайте торможения, резких поворотов или манёвров, держите руль крепче и постоянно подруливайте, чтобы сохранить прямолинейность движения.
  • Если необходимо остановить автомобиль в условиях ограниченной дистанции, то на машинах, оборудованных механической коробкой передач, можно дополнительно прибегнуть к торможению двигателем. Вне зависимости от того, оснащён ваш автомобиль системой ABS (антиблокировочной), тормозить лучше прерывисто: вдавили педаль, отпустили, снова вдавили.
  • Старайтесь не крутить руль при зажатой педали тормоза и не прибегайте к торможению ручником, если у вас нет опыта таких манёвров.

Чтобы увеличить свою уверенность за рулём в условиях сложных погодных условий, можно пойти на курсы контраварийного вождения. Там инструктор в контролируемой обстановке покажет вам, как не паниковать, если машину уже начало заносить, и как вырулить из этой опасной ситуации.

Проверяем готовность машины к холодам

Этот совет актуален не только для ноября, когда водители массово начинают менять летние шины на зимние. Нелишним будет ещё раз повторить: ездить на несезонной резине опасно, дорого (в плане последствий), а с декабря 2023 года ещё и не вполне законно.

Этой зимой за использование летней резины штрафовать ещё не будут, хотя соответствующую норму и внесли в КоАП — по идее, штраф за такое нарушение может составить 500 рублей, но пока подготовка автомобиля к зиме остаётся на совести водителя. Однако если инспектор остановит отчаянно вихляющего на лысой резине водителя в гололёд, он может и не разрешить продолжать движение и настаивать на вызове эвакуатора или мобильного шиномонтажа для «переобувки».

А вот в случае аварии то, какая резина была установлена на автомобиле, может стать одним из отягчающих обстоятельств при определении вины водителей. При составлении протоколов инспекторы ГИБДД указывают, если у кого-то из участников ДТП были неправильные шины, а дальше суд уже сам решает, принимать или не принимать это во внимание.

Если вы не уверены, какая резина стоит на вашем автомобиле, вы можете легко определить это визуально: на зимних стоит маркировка «снежинка», «горная вершина» или тип M+S, а глубина протектора составляет от 4 мм и более. Также зимние колёса часто оборудованы шипами, видными невооружённым глазом.

Для того чтобы колёса правильно отрабатывали, нужно следить за давлением в них, особенно в морозы. Недостаточно надутые шины хуже справляются с балансом и сцеплением с дорогой.

Помимо резины, стоит провести инспекцию тормозной и рулевой систем, подвески. А в метель как никогда важной становится работа «дворников» и фар, в том числе противотуманок. «Да и в целом одно из главных условий безаварийного и безопасного вождения — это исправный автомобиль», — уверен генеральный директор «СберАвто» Петрос Мкртычян.

Куда жаловаться на гололёд на дорогах

Если ДТП всё же произошло, скорее всего, кто-то из участников дорожного движения не соблюдал вышеперечисленные правила. Но это не значит, что за нечищенный снег или гололёд никто не несёт ответственности.

Следить за состоянием дороги, а также чистить её ото льда и снега должны собственники или подрядчики, с которыми заключён соответствующий договор. А если они это делают из рук вон плохо и на дорогах образуются колеи и ледовые катки, их можно и нужно привлекать к ответственности.

Правда, сделать это будет не так-то просто.

Ответственность водителей за учитывание метеорологических условий часто становится аргументом в пользу обслуживающих организаций, и суд склонен принимать их сторону. Чтобы переиграть их, нужно с самого начала действовать по закону и собрать все доказательства. А как это сделать, рассказываем в пошаговом гайде.

Если суд признает виновным должностное или юридическое лицо, их могут оштрафовать за «несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения». Должностным лицам придётся заплатить от 20 000 до 30 000 рублей, а компаниям — от 200 000 до 300 000. А если в ДТП есть пострадавшие, то сумма штрафа увеличится: для должностного лица она составит от 50 000 до 100 000 рублей, а для юрлица — от 400 000 до 500 000 рублей.

Правда, вины водителя, если она есть, плохое состояние дорог всё же не отменяет.

«Судебная практика по таким ситуациям различна и зависит от обстоятельств конкретного ДТП. Вина в ДТП в том числе может быть солидарной — как водителя, так и организации, осуществляющей содержание дорог и улиц», — подчеркнул управляющий партнёр юридического бюро «Палюлин и партнёры» Андрей Палюлин.

Можно ли получить компенсацию за разбитую из-за гололёда машину

Что до компенсации, то её выплачивают страховые компании либо по ОСАГО, если в аварии можно установить виновника и у него есть этот полис ОСАГО, либо по КАСКО, если вы оформляли КАСКО и в вашем страховом договоре погодные условия вписаны в перечень страховых случаев. Но будьте внимательны: их часто указывают в качестве непреодолимой силы либо целиком исключают из списка страховых случаев.

Если же полиса на автомобиль нет или договор не считает такие ДТП страховым случаем, можно попытаться получить деньги от владельцев дороги или подрядчиков, которые должны её чистить. Для этого нужно собрать все доказательства и обратиться в суд.

Впрочем, возможно, это сделают за вас: страховые компании, как правило, пытаются взыскать убытки с виновников ДТП и сами подают на них в суд. А вот если вы попытаетесь одновременно получить деньги со страховой и от дорожников, привлечь могут уже вас — за необоснованное обогащение.