Опубликовано 29 ноября 2023, 11:00
10 мин.

ДТП из-за снега или гололёда на дороге: как взыскать компенсацию с коммунальщиков и дорожников. Гайд

Зимой часто случаются неоднозначные ДТП. С одной стороны, всегда можно найти виноватого среди водителей: не соблюдал дистанцию, не пропустил пешехода, выехал на встречную. Другой вопрос — а почему это произошло? Не потому ли, что на дороге лёд, колея или нечищеный снег? Разберёмся, можно ли в такой ситуации переложить вину на дорожников и других ответственных.

Кто и как должен следить за дорогами

Лёд на дороге не норма даже в сильные морозы после недавней оттепели. Как и снег, который, помимо прочего, ещё и маскирует препятствия — например, ямы или незакреплённые колодезные люки.

Следить за состоянием дороги, а также чистить её ото льда и снега должны собственники или подрядчики, с которыми заключён соответствующий договор.

Максим Тимец
кандидат юридических наук

Детское правило «кто придумал, тот и вода» работает и в случае обслуживания дорог, но звучит так: «кто владеет, тот и убирает». На каждой федеральной или региональной дороге расположен информационный щит, на котором указано, кто её обслуживает.


Проезжую часть чистят не абы как — есть несколько документов, которые определяют порядок очистки дорог от снега и льда зимой:

  • поручает расчищать от снега проезжую часть, съезды, обочины и площадки для стоянок авто.
  • перечисляет требования к состоянию дорог и улиц зимой, в том числе допустимое количество снега на проезжей части. Кроме того, документ определяет, за какой срок нужно убирать дороги и куда свозить снег до его утилизации.
  • определяет пять уровней зимнего содержания дорог, а также велит везде устранять зимнюю скользкость (включает в себя все виды снежных, ледяных и снежно-ледяных образований на проезжей части, которые мешают сцеплению колёс с асфальтом).
  • рассказывает, на каких участках дороги устранять гололёд в первую очередь, как часто чистить их от снега, какую технику использовать и когда проводить профилактическую обработку.
  • содержит руководство по борьбе с зимней скользкостью на автодорогах: сколько раз и когда чистить, чем и в каких количествах посыпать.
  • определяет три вида снежно-ледяных отложений на дорогах — рыхлый снег, снежный накат и стекловидный лёд, который считается самым опасным.

Все эти правила и должны соблюдать те, кто ответственен за дорогу. Вот только происходит это далеко не всегда.

Как определить виновника ДТП

Если ДТП произошло из-за снега и льда на дороге, в том числе из-за скрытых ими ям и открытых канализационных люков, ответственность ляжет на тех, кто должен следить за состоянием дорожного полотна, отметил юрист компании «Губернские оценщики» Сергей Князев.

Но тут есть нюанс: если участок дороги, на котором произошло ДТП, обслуживает конкретная организация в рамках госконтракта, то именно её представители будут выступать в суде. Но только если в контракте прописано, что они несут ответственность за происшествия из-за некачественных работ. А вот владельцы этих дорог в таком случае не несут никакой ответственности и предъявить претензии к ним не получится.

Если авария случилась на придомовой территории, то отвечать за случившееся будет управляющая компания, которая занимается содержанием этого дома, добавил в свою очередь Сергей Князев.

Как доказать свою невиновность а ДТП

Доказать свою правоту водителю будет непросто. По правилам дорожного движения, машину нужно вести со скоростью в рамках установленных ограничений и с учётом многочисленных факторов, в том числе метеорологических условий.

Этот пункт коммунальщики и дорожники используют как довод в свою пользу, а суд часто остаётся на их стороне.

Автомобилиста о скользкой дороге может предупредить одноимённый временный знак. Он даёт понять, что скоро начнётся опасный участок. Увидев его, водитель должен решить, как ехать дальше, и учитывать особенности дороги.

Несмотря на трудности, заявлять, что именно состояние трассы было причиной ДТП, можно и нужно, подчеркнул кандидат юридических наук Максим Тимец. Для этого придётся собрать доказательства и установить, что в аварии было причиной, а что — следствием.

Степень вины водителя и лиц, которые отвечают за содержание дорог, будут устанавливать во время расследования.

Чтобы повысить шансы выиграть суд, нужно действовать по закону с самого начала.

Что делать при ДТП. Чек-лист

Позвоните в ДПС без промедлений

«В ПДД прописаны стандартные действия при авариях — включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, позвонить в страховую компанию и ДПС», — отметил юрист «Губернских оценщиков» Сергей Князев.

Сотрудники ДПС составят акт осмотра места происшествия, схему ДТП, а также акт о состоянии дорожного полотна. С этими документами пострадавший может подать иск против организации, которая отвечает за состояние этого участка дороги, уточнил управляющий партнёр юридического бюро «Палюлин и партнёры» Андрей Палюлин.

Внимательно прочтите протокол

Нельзя подписывать протокол, не читая его. В нём могут указать неверную причину аварии, которая может помешать наказать настоящих виновников.

«Стоит учесть, что в составляемых сотрудниками документах не должно быть фразы "не справился с управлением", поскольку она перекладывает всю вину на водителя и доказать свою правоту будет сложно», — подчеркнул генеральный директор юридической компании «Гебель и партнёры» Сергей Гебель.

Соберите побольше доказательств

Пока сотрудники ДПС делают свою работу, водитель должен постараться раздобыть доказательства своей невиновности. Для этого нужно сделать много фотографий или снять видео сразу после ДТП. Заснять надо сам факт происшествия, обстановку вокруг автомобиля и различные ориентиры — дорожные знаки, номера домов, названия улиц, развилки и указатели.

Сергей Князев
юрист компании «Губернские оценщики»

Важно зафиксировать наличие гололёда, обледенелой колеи, открытого люка, ямы на дороге, отсутствие ограждения, предупреждающих знаков и освещения, а также другие факторы, которые способствовали аварии. Желательно, чтобы на снимках отображались дата и время — это позволит исключить сомнения суда и эксперта в том, что фото и видео сделаны именно на месте происшествия и в сам день ДТП.


Найдите свидетелей и камеры

Если есть свидетели ДТП, лучше записать их номера телефонов, а также раздобыть у них запись видеорегистратора. Лучше всего попросить очевидцев прийти в ГИБДД или суд, чтобы дать показания, отметил Сергей Князев.

Ещё одним доказательством могут стать записи с камер видеонаблюдения или дорожных камер фото- и видеофиксации, которые могли заснять аварию. Их нужно будет запрашивать у владельцев камер или ответственных.

Оцените ущерб и идите в суд

После осмотра гаишники должны решить, проводить ли проверку, чтобы установить, кому принадлежит дорога и кто её обслуживает. Именно к ним водитель потом сможет обратиться с иском.

Но сначала придётся провести экспертизу или определить, во сколько обойдётся восстановительный ремонт, на станции техобслуживания (СТО). Стоимость услуг эксперта можно включить в исковые требования — в случае победы в суде вам вернут эти деньги.

«В суде можно требовать не только возмещения ущерба (оплаты ремонта автомобиля), но и расходов на эвакуатор, дефектовку (установление дефектов. — Прим. ред.) авто, компенсацию морального вреда, а также выплату суммы упущенной выгоды, Например, если авто сдаётся в аренду или используется в такси/доставке», — уточнил Сергей Князев.

ДТП из-за снега или гололёда на дороге: как взыскать компенсацию с коммунальщиков и дорожников. Гайд

© Коллаж: «Секрет фирмы», [unsplash.com/Nhia Moua](https://unsplash.com/photos/F4cJtI7HCMw}, unsplash.com/Fiona Murray

Какая ответственность предусмотрена за ДТП — кто за что заплатит

Последствия аварии из-за неубранной дороги могут быть разными:

  • машина получила повреждения от столкновения;
  • произошла массовая авария;
  • пострадали водитель, пассажир или пешеход;
  • в результате ДТП погиб один или несколько человек.

«Судебная практика по таким ситуациям различна и зависит от обстоятельств конкретного ДТП. Вина в ДТП в том числе может быть солидарной — как водителя, так и организации, осуществляющей содержание дорог и улиц», — подчеркнул управляющий партнёр юридического бюро «Палюлин и партнёры» Андрей Палюлин.

Если никто не пострадал

В таком случае уголовное дело обычно не заводят и рассматривают инцидент в гражданском порядке, отметил Сергей Князев.

Если суд признает виновным должностное или юридическое лицо, их могут оштрафовать за "несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения". Должностным лицам придётся заплатить от 20 000 до 30 000 рублей, а компаниям — от 200 000 до 300 000.

Если в таком ДТП окажется виноват водитель, его ждёт административная ответственность. Сумма штрафа может варьироваться от 500 до 30 000 рублей в зависимости от конкретного нарушения.

При этом штрафы за несколько нарушений суммируются. Например, если водитель превысил скорость на 30 км/ч и пользовался телефоном во время ДТП, он заплатит 2000 рублей: 500 рублей за первое нарушение и 1500 — за второе.

Если в ДТП кто-то пострадал

Тут ситуация осложняется, отметил Сергей Гебель.

Если виновным признают должностное или юридическое лицо, сумма штрафа для первого составит от 50 000 до 100 000 рублей, а для второго — от 400 000 до 500 000.

Уголовного наказания за некачественное содержание дорог, даже если это навредило имуществу, сказалось на здоровье людей и привело к жертвам, не существует.

Водителю повезёт меньше. Если во время ДТП пострадавший отделался лёгкими травмами, то водителю грозит штраф от 2000 до 5000 рублей или лишение прав на срок от одного до полутора лет.

Если травмы оказались средней тяжести, наказание будет серьёзнее: штраф от 10 000 до 25 000 рублей или лишение прав на срок от полутора до двух лет.

Но если здоровью пострадавшего нанесён тяжкий тяжкий вред или ДТП привело к смерти, водителю грозит уголовка.

Сергей Гебель
генеральный директор юридической компании «Гебель и партнёры»

В большинстве случаев действия водителя будут квалифицированы по ст. 264 УК РФ. При этом доказать невиновность проблематично, ведь в сложных дорожных условиях водитель обязан проявлять осмотрительность и осторожность — списать всё на гололёд не получится.


Уголовная ответственность наступит, если водитель мог избежать ДТП и именно его действия привели к печальному результату.

Наказать водителя за ДТП на скользкой дороге позволяет пункт ПДД о скорости движения, подчеркнул кандидат юридических наук Максим Тимец. При этом наказание будет зависеть от тяжести последствий: водителя могут ждать ограничение свободы, принудительные работы, арест или лишение свободы. Срок будет меняться в зависимости от отягчающих обстоятельств.

Водитель сможет избежать ответственности, если экспертиза докажет, что он не мог предотвратить аварию при полном соблюдении ПДД, учёте погодных условий и предпринятых мерах, подчеркнула член высшего координационного совета Международной конфедерации обществ потребителей Диана Сорк.

А вот если нарушить ПДД, то уйти от ответственности не выйдет. Такое бывает, если в момент заноса или наезда на открытый люк машина ехала быстрее, чем положено. Вполне возможно, что авария произошла бы в любом случае, даже если бы скорость была разрешённой, только доказать это уже не выйдет — вина автоматически ляжет на водителя.

Кроме того, некоторые автомобилисты не меняют летнюю резину на зимнюю, а ещё не обслуживают и не чинят машину. В таких случаях вина водителя очевидна.

Как выплачивают компенсацию за ДТП

Платить компенсацию должен виновник. При этом все пострадавшие, кроме виновного водителя, имеют право на компенсации по полису ОСАГО — если он оформлен у того, кто устроил ДТП.

Максимальный размер выплаты составляет 400 000 рублей для имущественного вреда и 500 000 рублей для вреда здоровью.

Если пострадали несколько человек, каждый может получить свою часть выплаты в зависимости от степени ущерба из-за ДТП. Рассчитывать на деньги могут даже пешеходы.

Из-за гололёда часто случаются массовые ДТП, которые также называют «паровозиками», — одну машину заносит, в неё врезается та, что ехала сзади, в которую врезается ещё одна. «Вагонов» у такого «паровозика» может накопиться несколько десятков.

«Если не успел затормозить перед впереди едущим авто, то виноват водитель. Все участники "паровозика", кроме последнего, получают выплату по ОСАГО от следующего за ним. Замыкающий водитель может подать в суд на дорожников и доказывать, что виноваты они. Но это достаточно долгий и сложный процесс, в котором потребуется проведение экспертиз», — уточнил Сергей Князев.

Важно: ОСАГО покроет только компенсацию тем, кто от вас пострадал. А вот состояние вашей машины страховую уже не волнует, так что получить деньги на её ремонт не получится.

«Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО или водитель просто скрылся, не стоит отчаиваться. Право на компенсацию сохраняется. В таком случае необходимо собрать все необходимые документы, подтверждающие травмы и расходы на лечение, и направить соответствующий запрос в Российский союз автостраховщиков», — подчеркнул кандидат юридических наук Максим Тимец.

Водитель может рассчитывать на компенсацию по каско, но только если по условиям договора страховым случаем считаются происшествия из-за погодных условий. Их часто указывают в качестве непреодолимой силы либо целиком исключают из списка страховых случаев.

Чтобы получить деньги, надо действовать в соответствии с правилами страховщика: некоторым достаточно фото с места ДТП, а другие настаивают на выезде своего оценщика.

Сергей Князев
юрист компании «Губернские оценщики»

Даже если вы много лет страхуетесь по каско в одной и той же компании, помните: правила страхования могут изменяться, поэтому каждый раз требуйте те самые правила и читайте их. Рекомендую также позвонить страховщику на горячую линию и уточнить порядок действий. Если страховая выплата покроет сумму причинённого ущерба, то обращаться в суд не понадобится.


Если же полиса на автомобиль нет или договор не считает такие ДТП страховым случаем, можно попытаться получить деньги от владельцев дороги или подрядчиков, которые должны её чистить.

В суде они наверняка будут активно сопротивляться и придумывать отговорки: то администрация не составила акт, то не вовремя снег пошёл, то в ГИБДД не так составили протокол, то денег не дали, и вообще, надо смотреть, куда едешь. Доводы будут смешными, но их смысл в одном — виноваты все, кроме них, рассказал Сергей Князев.

«Однажды из-за нечищеной дороги автомобиль занесло на снежной колее и выбросило на встречную полосу, где он перевернулся на крышу и получил серьёзные повреждения. <...> Убытки взыскивались с дорожной службы через суд более полугода с проведением экспертиз», — вспомнил он.

Если попытаться получить деньги и в страховой, и в дорожной службе, это могут расценить как неосновательное обогащение — или даже мошенничество. Не стоит надеяться, что никто не узнает: страховые компании, как правило, пытаются взыскать убытки с виновников ДТП и сами подают на них в суд.

«Если же страховой выплаты не хватит на ремонт авто и лечение, вы имеете полное право взыскать разницу между выплатой от страховой компании и вашими расходами на ремонт. В этом случае необходимо собирать все квитанции на понесённые расходы», — пояснил эксперт.

Порой вашей вины в аварии нет — всё действительно происходит из-за гололёда и плохо убранной дороги. Только вот вам придётся это доказать и изрядно для этого попотеть. Но все усилия не пройдут даром — велики шансы, что ваша биография останется незапятнанной, а кошелёк не похудеет от многочисленных трат и компенсаций.

Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/Justin Kauffman, unsplash.com/Timothy Dykes, Агентство «Москва»