Докатились до Индии и Ирана. На каких авто из дружественных стран придётся ездить россиянам
Какие авто будут поставлять из Ирана
Уже до конца 2022 года свои машины в РФ планирует привезти компания Iran Khodro. Её гендиректор Мехди Хатиби сказал, что фирма уже провела переговоры с российскими властями и считает наш рынок одним из приоритетных.
Автомобили Iran Khodro уже продавали в России. В 2006–2009 годах компания предлагала россиянам седан Samand, построенный на базе Peugeot 405. Иранцы реализовали около 12 000 экземпляров и вынуждены были свернуться из-за того, что в РФ начал действовать экологический класс «Евро-4» — морально устаревший к тому моменту Samand ему уже не соответствовал.
В этот раз Iran Khodro может зайти в РФ сразу с несколькими моделями.
-
Tara. Самая свежая модель (2020 год). Этот седан — переделанный Peugeot 301 (выпускался с 2012 года) и потенциальный конкурент Lada Vesta. Оснащается бензиновым 1,6-литровым мотором мощностью 113 л. с. Коробки — механика и автомат.
-
Soren. По сути — модернизированный Samand. Он неплохо оснащён и комплектуется тремя разными моторами, в том числе французским турбированным. Также у седана есть люксовый, удлинённый вариант Dena.
-
Runna. Фактически перелицованный Peugeot 206, который французы перестали выпускать ещё в 2009 году.
-
Rira. Первый иранский кроссовер, который, как надеются его создатели, позволит местному автопрому выйти на мировой уровень. Автомобиль ещё не выпускают, но уже готовят к поставкам в Россию.
Слабое место этих машин — безопасность. Из-за того, что она совсем низкая, от поставок Iran Khodro отказались даже соседние Сирия и Ирак.
Иран готов не только поставлять готовые машины, но и собирать их в России. Причём под возрождёнными российскими брендами «Москвич», «Волга» и «Победа», писала «Российская газета» со ссылкой на главу российского центра «Иранцы за рубежом». Портал «5 колесо» подтверждает: в кулуарах обсуждают автомобильные проекты на свободных промышленных площадках российских компаний, в том числе в Набережных Челнах и Елабуге. «Там иранцы могут выпускать свои модели под брендами «Волга» и «Победа», а затем перейти на изготовление одной из совместных моделей, которая будет разрабатываться вместе с нами», — писало издание.
Какие авто могут поставлять из Индии
У Индии около десятка собственных автомобильных брендов. Самые мощные местные марки — Tata Motors и Mahindra & Mahindra. Обе они готовятся выйти на российский рынок.
Большинству автолюбителей названия этих брендов мало что говорят, а между тем Tata владеет концерном Jaguar Land Rover, а Mahindra купила корейскую компания SsangYong, чешскую Jawa и 76% акций знаменитого итальянского дизайн-ателье Pininfarina.
Автомобили этих марок в техническом плане намного продвинутее, чем иранцы, но тоже страдают проблемами с безопасностью, по словам автоэксперта Игоря Моржаретто. Кроме того, индийские машины придётся адаптировать для более сурового климата (как, впрочем, и иранские).
Какие конкретно модели могут привезти Tata Motors и Mahindra в Россию, пока не известно. Но можно выделить следующие:
-
Tata Harrier. Этот кроссовер в самом деле напоминает одноимённую модель от Toyota (известна также как Lexus RX). Но в основе машины лежит совсем другое шасси — упрощённая платформа D8 от Land Rover Discovery Sport и Range Rover Evoque.
-
Tata Altroz. Пятидверный хетчбэк с эффектной внешностью и скромными моторами: на выбор идёт трёхцилиндровый 1,2-литровый бензиновый двигатель мощностью 86 л. с. или 90-сильный четырёхцилиндровый турбодизель объёмом 1,5 л.
-
Tata Nexon. Стильный компактный кроссовер. Первым среди разработанных в Индии автомобилей удостоился максимальных пяти звёзд в краш-тесте организации Global NCAP.
-
Mаhindra Alturas G4. Фактически это локализованный SsangYong Rexton (продавался в России с 2003 по 2016 год), но в новом кузове. Индусы несколько изменили рамный южнокорейский внедорожник: поставили сзади неразрезной мост вместо независимой архитектуры оригинала.
-
Mahindra Thar. Производится по лицензии Jeep и представляет собой реплику на знаменитый американский Wrangler.
-
Mahindra XUV700. Вполне современный 7-местный кроссовер с богатым выбором опций. Потенциально может заменить россиянам Skoda Kodiaq и Mitsubishi Outlander.
Какие авто будут поставлять из Вьетнама
Первый вьетнамский автоконцерн VinFast, выпускающий автомобили на базе старых моделей BMW и работающий с GM, ещё в 2019 году собирался выйти на российский авторынок и обсуждал локализацию производства в стране. Но помешали санкции против «Группы ГАЗ» (машины хотели собирать в Нижнем Новгороде) и отсутствие интереса со стороны дилеров.
Тем не менее компания в 2021 году запатентовала в России дизайн своего кроссовера VFe35, а в июле 2022 года — ещё одного кроссовера VF7.
Журнал «За рулём» сообщил, что VinFast всё же выйдет в РФ, но дата начала продаж неизвестна. Предполагается, что это может произойти в 2023 году. Однако официальных заявлений по этому поводу от компании не было.
Бренд VinFast появился в 2017-м, его основал первый вьетнамский долларовый миллиардер Фам Нят Выонг, сколотивший состояние на лапше быстрого приготовления и недвижимости.
Запатентованные в РФ кроссоверы пока не выпускаются, основу линейки бренда составляют переработанные седан BMW 5 Series (F10), внедорожник BMW X5 (F15) и хетчбэк Opel Karl.
Какие новые китайские марки стоит ждать в России
Во втором квартале 2022 года 80% импорта новых автомобилей в РФ пришлось на Китай. Больше всего машин поставляют Chery, Geely и Exeed. Также на российском рынке представлены Changan, Dongfeng, FAW, GAC, Haval и JAC. До 2021 года в их компании были Brilliance, Zotye, Lifan, но они обанкротились, поставки машин прекратились.
Так или иначе, список китайских брендов, доступных россиянам, уже приличный, а качество этих машин несравненно лучше, чем ещё пять-десять лет назад, говорили опрошенные «Секретом» автоэксперты.
Но это далеко не всё, что может предложить России китайский автопром — на местном рынке работают уже более 80 марок. И некоторые из ранее не представленных в РФ брендов могут найти дилеров в нашей стране. В частности, в планах вывести свои авто уже заявили:
-
Omoda. Новый суббренд Chery, созданный специально для России, точнее — для россиян верхнего среднего класса. В этом смысле он целит в нишу Toyota, Volkswagen или Mazda. До конца осени 2022 года Omoda начнёт продавать в России молодёжный кроссовер C5 (конкурент Nissan Qashqai, Skoda Karoq, Volkswagen Taos и Kia Seltos), а позже расширит модельный ряд.
-
Jetour. Ещё одна дочка Chery. Ориентирована на молодёжь и путешественников. Выпускает кроссоверы и внедорожники, навороченные электроникой от Huawei.
-
Tank. Это бренд корпорации Great Wall, выпускает брутальные внедорожники. Пересесть с Land Cruiser и Gelandewagen на китайские «танки» россияне смогут в 2023 году.
-
Voyah. Это тоже суббренд, но на этот раз Dongfeng — под ним китайская компания выпускает электромобили. Первым на российский рынок в 2023 году выйдет кроссовер Voyah Free. Пятиметровый полноприводный авто мощностью 484 л. с. предварительно оценивается в 2,9 млн рублей.
-
Hongqi(«Хунцы»). Принадлежащая концерну FAW марка Hongqi специализируется на выпуске автомобилей для китайской партийной элиты. Предполагается, что фирма привезёт в Россию два седана и два кроссовера, которые заменят не только премиальных немцев (BMW, Mercedes и Audi), но даже люкс типа Bentley и Rolls-Royce.
Некоторые автосалоны уже предлагают россиянам привезти эти и другие китайские машины на заказ. Единичные экземпляры даже есть в наличии. Например, в Новосибирске продают электрический внедорожник Hongqi E-HS9 за 12,5 млн рублей.
Помимо машин перечисленных выше брендов, неофициальные дилеры предлагают россиянам привезти авто других китайских марок. По таким объявлениям можно судить о том, в перспективы каких ещё компаний из КНР верят игроки российского рынка.
В частности, речь про марки электромобилей BYD, Denza, Skywell, Weltmeister, Xpeng и NIO. Последние две фирмы считаются одними из главных конкурентов Tesla в борьбе за мировой рынок электрокаров.
Пока же импорт легковых автомобилей и компонентов из Китая в Россию, вопреки ожиданиям, не растёт. И эксперты не ждут, что ситуация быстро переломится — мешает слабый спрос, сложности с логистикой и неясность политики российских властей в автопроме. Не исключено, что китайцы просто боятся вторичных санкций и осторожничают.
Когда эти проблемы будут решены и поставки авто из дружественных стран наладятся в нужных объёмах — тогда автомобильный пейзаж российских городов начнёт меняться кардинально в пользу диковинных азиатских и даже ближневосточных брендов.
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Guilherme Romano,