Что делать, если в заведении или транспорте с вас требуют оплату наличкой
«Секрет фирмы» вместе с экспертами разобрался, в каких случаях компании разрешено отказывать в оплате картой, что нужно делать в случае отказа и куда стоит жаловаться, если вы с этим столкнулись.
В каком случае покупателю могут отказать в безналичной оплате
С 1 июля 2021 года терминалы для безналичных расчётов обязаны иметь все российские компании, чья выручка от продаж за предыдущий год превысила 20 млн рублей (ч.1 ст.16.2 Закона «О защите прав потребителей»).
Исключений немного. Без терминала можно работать, если:
- услуги предоставляются там, где отсутствует доступ в интернет;
- выручка компании за прошлый год составила менее 5 млн рублей.
Для начала надо понимать, у кого мы получаем услугу, у ИП или ООО. Чаще всего салон красоты, маршрутка и так далее все оформлены как ИП. В случае использования эквайринга обязательно, только если ИП имеет оборот по результатам прошедшего года более 20 млн рублей.
Но с 01.10.2021 банки должны обеспечить QR-кодами предпринимателей для оплаты безналичным путём. Поэтому, если вы не можете оплатить услугу наличными, просите предоставить вам qr-код для оплаты безналичным путём (с кредитки комиссия отсутствует).
Если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к интернету, продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платёжных инструментов.
Если магазин не предоставляет возможность оплаты безналом, его может оштрафовать Роспотребнадзор. Кроме того, часто встречаются случаи, когда за оплату картой устанавливают дополнительную наценку. Роспотребнадзор следит и за этим, так как цена товара или услуги не должна зависеть от способа оплаты.
Но у предпринимателей есть способы обойти проверку надзорного органа. Если наценки вводить нельзя, то вот скидки никак не контролируются. Поэтому, если магазин хочет стимулировать конкретный способ оплаты, часто вводит дисконт на оплату этим способом. Например, в 2019 году так делали крупные ретейлеры Ozon, Wildberries, «М.Видео-Эльдорадо» и «Связной».
Если ведомство всё же обнаружит подобное нарушение, магазин оштрафуют. Для владельцев ИП штраф составит от 15 000 до 30 000 рублей. Для организаций — 30 000–50 000 рублей.
Но большинство владельцев бизнеса не боятся штрафов такого размера, так как выручка превышает 20 млн рублей. А вот внеплановая проверка из Роспотребнадзора — ночной кошмар наяву. Поэтому если покупателю отказали в оплате безналом, и он уверен, что ему обязаны предоставить эту возможность, то самый действенный метод — написать жалобу. Правда, тут есть несколько нюансов.
Почему не стоит сразу идти в Роспотребнадзор
С 2016 года если потребитель хочет обратиться в Роспотребнадзор, он обязан следовать претензионному порядку. Согласно ему, жалоба сначала подаётся туда, где были нарушены права. В претензии нужно указать суть нарушения, норму закона, которую не выполняет магазин, и срок, в который магазин должен исправить нарушение.
Срок должен быть разумным. То есть, если покупатель потребует установить платёжный терминал за 2-3 дня, его жалобу признают недействительной, так как на это в среднем нужна пара недель.
Претензию следует отправить по почте заказным письмом с обязательной описью вложения и уведомлением о получении. Уведомление стоит сохранить, так как если жалобу проигнорируют, оно станет доказательством соблюдения претензионного порядка.
Что делать, если магазин проигнорировал жалобу
В этом случае уже следует писать в Роспотребнадзор. Жалоба не должна быть анонимной (иначе её не рассмотрят). Поэтому обязательно укажите ФИО и контактные данные, чтобы Роспотребнадзор мог связаться с вами и уточнить информацию.
После данных обращающегося указываются данные нарушителя. Чаще всего вся нужная информация находится на сайте компании в разделе «Контакты». Если же сайта нет, то её можно найти в уголке потребителя или попросить администратора магазина выдать вам общую информацию, так как её обязаны предоставлять по требованию любого человека.
Далее следует подробно рассказать о нарушении: день, время, слова при отказе, причину отказа и тому подобное.
Подать жалобу можно тремя способами: через официальный сайт Роспотребнадзора, отправить по почте и принести в ближайший отдел ведомства. В течение 30 дней Роспотребнадзор обязан прислать письменный ответ о результатах проверки.
Что произойдёт после рассмотрения жалобы
Если Роспотребнадзор подтвердит информацию из жалобы, он обяжет магазин исправить нарушение. То есть в какой-то срок организация или владелец будут обязаны установить платёжный терминал или восстановить возможность оплаты по карте. Если и эти требования не выполнят, Роспотребнадзор ещё раз оштрафует нарушителей: организацию на 10 000–20 000 рублей, а владельца ИП — от 1000 до 2000 рублей, либо дисквалифицирует его на срок до 3 лет.
Если после этого компания всё ещё не разобралась с ситуацией, единственное верное решение — идти в суд, отметила адвокат Анна Салютина. «Хотя закон чётко прописывает обязанности продавцов, складывается впечатление, что не все готовы его соблюдать. Что делать в этом случае? Твёрдо отстаивать свои права», — подчеркнула она.
Во-первых, принятие наличных платежей на законных основаниях предполагает выдачу кассового чека, выбитого через современные онлайн-кассы. Никаких накладных, квиточков из канцелярского магазина — только кассовый чек, полученный в ответ на передачу денег. Если этого не произошло, — можно сообщить о факте незаконного приёма платежей в налоговую инспекцию.
Во-вторых, сфера услуг предполагает работу по публичной оферте, а значит, отказать в приёме денежных средств безналичным способом не имеет права. Особенно, если это заявлено изначально. О нерабочем терминале речи не идёт — значит, должен быть альтернативный способ безналичной оплаты. Квитанция на оплату через приложение, банк, qr-код, терминал и так далее. Вопрос о том, как это организовать, — проблема исключительно того, кто оказывает услуги.
Что же касается маршруток, в данной ситуации всё зависит от положений регионального законодательства. Например, оплата картой в Московской области, Москве или Санкт-Петербурге предусмотрена на законодательном уровне, поэтому перевозчик обязан обеспечить возможность оплаты картой.
По словам Сергея Болотина, если возможности у перевозчика обеспечить оплату нет, необходимо обращаться с жалобой в региональный Минтранс. Также при таких обстоятельствах пассажир может потребовать осуществить перевозку, на практике водители соглашаются, так как не хотят потом конфликтных ситуаций с госорганами.
Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com