Будет хуже. Что с нами станет, если коронавирус добьёт российскую экономику
Ваши любимые заведения закроются
Не торопитесь вносить в виш-лист «Что я сделаю после окончания пандемии» пункт «Сходить в кафешку с друзьями». При худшем раскладе большинство рестораторов разорятся ещё до конца победоносной войны с вирусом.
Президент профессионального ресторанного альянса РЕАЛ Дмитрий Левицкий сказал «Секрету», что половина ресторанов «точно не выйдет из недельных путинских каникул». Часть рестораторов вернётся к опечатанным дверям своих заведений, поскольку не все собственники готовы входить в положение арендаторов и не собираются давать им отсрочки по арендным платежам. Но это только начало.
По словам Левицкого, чтобы рестораны работали и процветали, им нужен обеспеченный средний класс. Из-за кризиса доходы населения, скорее всего, резко упадут, а значит, рестораторы потеряют клиентов. «Так что многие рестораны и кафе всё равно закроются и не смогут работать. Из 11 000 точек общепита в Москве останутся 7000. Или даже 5000», — отмечает Левицкий.
Только кафе и ресторанами дело не ограничится: карантинные каникулы отправляют в кому почти весь малый бизнес.
Путешествовать будет некуда
Пока вы планируете запустить тревел-блог «Непредсказуемое путешествие из комнаты на кухню», коронавирус стремительно уничтожает туризм. Страны одна за другой закрывают границы, а возможность купить и тем более продать горящий тур на Бали или в Таиланд уже кажется фантастикой.
При этом проблемы надвигаются и на внутренний туризм. В большинстве регионов России до начала лета приостановлено бронирование номеров в санаториях, домах отдыха, пансионатах и детских лагерях.
Как и многие вокруг, вы потеряете работу
Президент РФ Владимир Путин на экстренном саммите G20 подчеркнул: «Ключевой риск — это долгосрочная безработица, пик которой при любом сценарии превысит уровень 2009 года».
По словам главы Международной организации труда (МОТ) Гайя Райдера, лишиться работы могут около 25 млн человек по всему миру. Глава люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group Никита Рябинин настроен более пессимистично: он считает, цифры могут быть выше озвученных МОТ. Для сравнения: из-за кризиса 2008 года без работы остались 22 млн человек.
Российская торгово-промышленная палата уже предупредила: в 2020 году могут разориться до 3 млн мелких предпринимателей, а потерять работу рискуют почти 9 млн наёмных сотрудников.
Кстати, максимальное пособие по безработице в России поднимут с 8000 до 12 130 рублей. А в Москве потерявшим из-за коронавируса работу будут платить по 19 500 рублей в месяц. Но это мало утешает.
Вы снова будете жить с родителями
Если вы потеряете работу полностью или частично, платить аренду станет затруднительно — и, возможно, придётся отказаться от любимого лофта с панорамными окнами и вернуться в отчий дом. Алексей Матюхов, управляющий партнёр BMS Group, отмечает, что это «ожидаемый сценарий развития событий».
«Кто-то по возможности попытается договориться с арендодателями о снижении арендной платы. Большинство арендодателей пойдёт навстречу, так как заново сдать дорогие квартиры будет очень сложно, — предполагает эксперт. — Более дешёвые квартиры, возможно, теперь будут снимать те, кто раньше снимал дорогое жильё, но не во всех случаях. Конечно, люди будут возвращаться к родителям. Это приведёт к оттоку из мегаполисов».
Ваши накопления превратятся в пыль
Сбербанк не исключает «стрессовый сценарий», при котором курс доллара поднимется до 100 рублей. Соответственно, импортные товары заметно подорожают.
Не ждите, что в таком случае инфляция сохранится на уровне 2,3%. В 2014 году, когда курс рубля упал вдвое, рост цен превысил 11%, а на следующий год составил почти 13%. При этом некоторые вещи дорожали куда быстрее официальных отчётов об инфляции. Например, цены на автомобили в России с осени 2014 по осень 2019 года выросли на 76%.
Обесценивание рубля часто вызывает панику. Если вы ей поддадитесь и начнёте «спасать» сбережения, инвестируя в первые попавшиеся компании, покупая недвижимость или валюту на последние деньги, можете и вовсе всё потерять.
«Паникёры проиграют. Надо понять: пытаться сейчас что-то спасти или куда-то вкладываться — бесполезно, — объясняет финансовый советник и эксперт в области управления личным капиталом и инвестициям Игорь Файнман. — Нужно убрать, образно говоря, руки от работающей циркулярной пилы, отойти подальше и подождать, пока она выключится. Когда это случится, вот тогда можно действовать, инвестировать или что-то покупать».
Файнман уверен: настоящий кризис нас ждёт летом, когда компании покажут финансовую отчётность за первое полугодие. Вот тогда мы «достигнем дна», и можно будет начинать осторожно инвестировать.
Вам станет страшно жить из-за выросшей преступности
Безработица, бедность, невозможность выплачивать кредиты — в таких условиях на улицах всегда становится неспокойно. Уже сейчас 63% россиян морально к этому готовятся, показал опрос исследований компании «Delta Системы безопасности». И не только морально: в России резко выросли продажи патронов (на 130%) и бейсбольных бит (на 30%).
При самом негативном сценарии «уровень преступности вырастет радикально», сказал «Секрету» экономист Андрей Мовчан.
Всё зависит от того, как будет развиваться пандемия. Наверное, худший сценарий пандемии такой: она пройдёт пожаром по всей стране, переболеет почти 80% населения. Учитывая, что никакой медицинской помощи не хватит на такое количество людей, часть окажется тяжёлыми и из них половина, возможно, умрёт. В этой ситуации вне зависимости от ограничительных мер будут порваны все экономические цепочки, возникнут драматические перебои со снабжением и, вполне возможно, вырастет преступность. Худший сценарий выглядит примерно как сценарий Второй мировой войны для России. В сравнении с ним 90-е покажутся раем. При самом плохом раскладе уровень преступности вырастет до уровня военного времени. Посмотрите, какие там цифры, по сравнению с ними 90-е годы — это детский сад. Однако при худшем сценарии пандемия продлится недолго: за три-четыре месяца всё закончится. Мы окажемся в послевоенном состоянии, и можно будет постепенно подниматься ото дна.
А теперь к хорошим новостям. Даже если эпидемия коронавируса затянется, апокалипсис вряд ли произойдёт. То, что самый плохой сценарий развития событий существует, вовсе не означает, что он должен реализоваться, успокаивает Мовчан. Более того: даже если представить, что не принимается никаких карантинных мер, этот сценарий также вряд ли станет реальностью. Эпидемия испанки*, например, не привела к полному краху экономики и всеобщему хаосу.
Испанка*, испанский грипп — одна из самых массовых пандемий гриппа за всю историю. Испанкой заразились около 500 млн человек (29,5% населения планеты). Умерло по разным данным от 17 до 100 млн человек.
Финансовый советник Игорь Файнман подтверждает: как бы это банально ни звучало, любой кризис однажды заканчивается. Поэтому лучшая стратегия: наблюдать за происходящим, не паниковать и не тратить деньги направо и налево, в том числе на валюту. Мы уже пережили кризисы 1998, 2008 и 2014 годов. Переживём кризис и 2020-го.
Коллаж: «Секрет фирмы», mskagency.ru/Кирилл Зыков,