Банковский кризис на западе по-любому ударит и по РФ. Вот что нужно знать россиянам
Что случилось
Всё началось 10 марта. Тогда стало известно о банкротстве калифорнийского банка Silicon Valley Bank (SVB). Это был в каком-то смысле местный : его клиенты — стартапы и представители .
По величине SVB занимал 16-е место среди банков США. Его активы оценивали в $209 млрд. Это крупнейшая кредитная организация, которая обанкротилась в США с 2008 года.
Почему банк рухнул? Клиенты стали массово выводить из него деньги: инвестиций стало меньше, многим потребовался кеш. Отток усилился, когда венчурные фирмы посоветовали клиентам вывести деньги из банка.
Чтобы выдать деньги клиентам, SVB пришлось продавать , которые он накупил в пандемию. Он сделал это, чтобы получить доход. Но ставки тогда были низкие, поэтому выхлоп от облигаций был небольшой. А когда в 2022 году ставки стали расти, облигации упали в цене. Это не страшно, если держать их до погашения или до цикла снижения ставок. Но чтобы выполнить требования клиентов, бумаги пришлось продавать немедленно, значит, в убыток.
Вскоре выяснилось: проблема не SVB, а системная. Через пару дней американские регуляторы закрыли ещё один банк — нью-йоркский Signature Bank (активы на $110 млрд). Началась паника. Котировки акций финансовых учреждений повалились вниз, бумаги некоторых американских банков подешевели на 40–80%. При этом региональные банки лишились более чем $500 млрд клиентских средств. Помогла цифровизация: мобильный банкинг позволил клиентам моментально выводить деньги, отметила руководитель программы «Цифровая экономика» ИМЭБ РУДН Софья Главина.
Сильнее всего упал 14-й по размерам активов в США First Republic Bank, но усилиями регуляторов его спасли: заставили крупные банки разместить в нём депозиты, чтобы уносящие деньги клиенты не привели к краху и FRB.
Ситуацию удалось успокоить, паника улеглась. В целом проблему залили деньгами: власти США готовы предоставить банкам до $2 трлн под залог облигаций.
Но вскоре банковский пожар вспыхнул в Европе.
Очагом стал второй банк Швейцарии Credit Suisse. Он давно копил проблемы (попадал в крупнейшие скандалы на финансовых рынках, его инвестфонды терпели крах и прочее), а по итогам 2022 года заработал убыток в $7,9 млрд — почти столько же, сколько заработал за десятилетие. Когда крупный акционер из Саудовской Аравии отказался поддержать Credit Suisse, перед банком замаячила тень банкротства.
Это спровоцировало новую панику и падение котировок акций уже западных банков. Например, 24 марта акции крупнейшего банка Германии Deutsche Bank упали на 13%
Закончилось всё тем, что власти решили спасти Credit Suisse, присоединив его к лидеру отрасли в Швейцарии — UBS.
Может ли банковский кризис перерасти в мировой финансовый
Западные власти выступают с успокоительными заявлениями. Замглавы Минфина Великобритании Джон Глен 28 марта назвал банковскую систему своей страны «устойчивой на фоне кризиса». На следующий день президент США Джо Байден также заверил, что чиновники смогли взять ситуацию с банковским кризисом под контроль.
Однако и российские, и западные эксперты предупреждают — это ещё не конец. Банковскому сектору ещё есть куда падать. Более того, проблемы банков могут стать началом пути к масштабному кризису — в 2008 году всё тоже началось именно с этого сектора.
Опрошенные «Секретом» эксперты полагают, что повторения 2008 года всё же не будет. Но в то, что кризис закончился, верят далеко не все.
Хотя пожар удалось быстро погасить и об этом громогласно объявить на самом высоком уровне, проблемы банковского сектора США не решены, говорит Александр Пушко из Высшей школы экономики (ВШЭ).
Решение выдать немереное количество денег банкам вовсе не означает, что эти день будут выданы бесплатно. Совсем нет. Это кредит под довольно высокий (близкий к текущей ключевой ставке) процент. А это означает, что большинство банков — получателей денег на таких условиях вряд ли смогут такой кредит «переварить». Следовательно, уже к осени можно ожидать накопления убытков банков, что опять же потребует новых порций вливаний.
Пушко допускает новые санации и дефолты банков. Но в целом банковский сектор США выстоит, полагает он.
Более того, даже случившееся не помешает регуляторам повышать ключевую ставку — они делают это, чтобы побороться с инфляцией. «Скорее всего, кризис купируют, а его последствиями станет более растянутый во времени период повышения ставок центральными банками развитых стран», — считает старший научный сотрудник Центра изучения центральных банков ИПЭИ РАНХиГС Юрий Перевышин.
Тем не менее многие угрозы остаются, а доверие клиентов сильно подорвано — если снова поднимется паника, ряд банков не смогут справиться с оттоком средств, согласна экономист Татьяна Белянчикова из Российского экономического университета (РЭУ).
Если вкладчики в США Еврозоне и Великобритании заберут хотя бы 10% от своих депозитов, может вызвать трудности для всей мировой финансовой системы, согласен руководитель управления аналитики финансовых рынков и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк инвестиции» Андрей Ванин.
Думаю, в ближайшие месяцы мы ещё увидим несколько крупных банкротств. Опасность и в другом: если США вольют в банковскую систему $2 трлн, то откроют дорогу к новому витку инфляции при остановке экономического роста или даже падении ВВП. Это приведёт к стагфляции — штуке, с которой бороться трудно.
А где , там и — о такой опасности «Секрет» писал ещё летом 2022 года. И на фоне банковского кризиса она вполне вероятна, считает аналитик «Альфа-Капитала» Александр Джиоев. Он, как и другие опрошенные нами эксперты, не стал проводить параллели нынешней ситуации с кризисом 2008 года.
Если в 2008 году проблема была в кредитном качестве бумаг (ипотечных облигаций), то в нынешнем цикле источником проблем стал процентный риск. ФРС совершила ошибку, повысив ставку достаточно сильно, чтобы это серьезно сказалось на ценах бумаг, но одновременно слишком слабо, чтобы снизились долгосрочные ожидания по инфляции и ставкам.
Как последствия банковского кризиса отразятся на России
В России банковским кризисом и не пахнет. Напротив, игроки этого рынка возобновляют выплаты дивидендов, их акции растут.
В целом банковскую систему РФ кризис вряд ли серьёзно заденет в силу её изолированности: «Спасибо санкционерам», — иронизирует Александр Пушко.
Но всё же нельзя говорить, что РФ совсем ничего не грозит.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Из каналов «заражения» от западной экономики у нас остался прежде всего товарный. Поэтому да, санкции в отношении нашей страны в подобной ситуации нам на пользу. Хотя полностью «закрыть» банковскую систему России от всего остального мира, конечно, не удалось. Кризисные явления, если они продолжатся, захватят и Азию, экономические отношения с которой у нас сейчас активно развиваются.
То есть прямого влияния банковского кризиса мы не почувствуем. Но косвенно точно его ощутим, особенно если дело в самом деле дойдёт до рецессии — в этом уверены все опрошенные «Секретом» эксперты.
Из-за возможного замедления глобальной экономики под давлением окажутся сырьевые рынки. Например, вполне логичным выглядит недавнее снижение цен на нефть. Это уже оказывает давление на экономику РФ: в частности, это уже негативно отразилось на курсе рубля.
Спад спроса и цен уже ощутили на себе не только российские нефтяники, но и угольщики.
Для большинства россиян это значит, что рубль, скорее всего, будет дешеветь и дальше.
Если случится глобальный банковский кризис, произойдёт снижение цен на энергоресурсы, то в этом случае правительство постарается существенно ослабить рубль, что отразится на нас с вами. Других последствий сейчас ожидать сложно, многие риски в финансовом секторе реализовались в прошлом году.
Что теперь делать частным инвесторам и не только
Эксперты БКС советуют подготовить накопления к возможным сюрпризам. Они рекомендуют закупиться валютой, золотом и защитными акциями типа «Магнита», МТС и НОВАТЭКа.
Однако купить многие иностранные валюты типа швейцарского франка у россиян не получится, отмечает Татьяна Белянчикова. «Остаётся золото как тихая гавань», — резюмирует она.
Консервативным инвесторам можно просто оставаться вкладчиками крупных банков, говорит эксперт из РЭУ: «Процентные ставки, предлагаемые ими, с учетом инфляции скорее всего окажутся отрицательными, но это лучше, чем хранить деньги под подушкой».
Александр Джиоев из «Альфа-Капитала» предлагает сделать акцент на облигациях, золоте и недвижимости: «Мы рекомендуем инвесторам также иметь в портфеле определенную долю золота, а для консервативных стратегий можно использовать облигации в рублях, а в качестве инструмента валютной диверсификации — замещающие облигации.
Но с облигациями не всё так просто. В условиях мирового кризиса и спада российской экономики Банк России может начать снижать ставки, особенно учитывая замедление инфляции. Тогда доходность облигаций будет падать, но их цена вырастет, предупреждает Андрей Ванин.
Риски рынка акций выше, продолжает аналитик. «Однако сейчас наш фондовый рынок более защищен от событий на глобальных рынках, — рассуждает Джиоев. — Компании торгуются с низкими мультипликаторами, нет риска бегства иностранных инвесторов, что ранее приводило к падению котировок акций и облигаций».
Тем не менее не стоит забывать про возможное падение рубля и снижение цен на сырьё, напоминает эксперт. При таком сценарии далеко не всех ждут хорошие времена.
Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/Matt Hardy, unsplash.com/Cristian Palmer