secretmag.ru
Истории7 мин.

Примитивизация и деиндустриализация. В каком состоянии находится экономика ДНР

После катастрофического падения 2014 года экономика ДНР постепенно оживает. Но до предвоенных уровней ей ещё далеко. Что происходило с экономикой этого региона последние 8 лет, как она устроена, в каком сейчас состоянии находится и каковы перспективы предприятий региона в будущей мирной жизни? Чтобы ответить на эти вопросы, «Секрет» изучил работы российских и донецких экономистов.

Банки, финансы, налоги

ДНР занимает около трети территории Донецкой области. До начала российской военной спецоперации на Украине в составе ДНР был 21 город, 66 посёлков городского типа и 360 сельских поселений. Численность населения на 1 января 2022 года — 2,2 млн человек.

Ещё в 2014 году ДНР стала формировать собственную экономику — там создали Банк ДНР и «Почту Донбасса». Год спустя через них власти начали регулярно выплачивать пенсии (средний размер в 2021 году — 7300 рублей) и пособия. По сути, банковская система до сих пор представлена лишь госбанком.

В 2015 году в ДНР появились первый финансовый госбюджет и своя собственная налоговая система. В том же году доходы местных бюджетов и установленные республиканским правительством налоги наполнили бюджет республики на 53%, остальные 47% составила внешняя гуманитарная помощь, в основном из России. Подробные сведения о размере бюджета и источниках дохода власти ДНР не публикуют.

Правительство ДНР пыталось ввести собственную денежную единицу, но эта инициатива оказалась неудачной, и основной расчётной валютой в республике стал российский рубль.

Налоговая система ДНР представляет собой компиляцию норм российского и украинского налоговых кодексов. Особенность — нет налога на добавленную стоимость (НДС), но есть налог с оборота. Налог на прибыль юридических лиц составляет 13,5%, подоходный — 13%. При этом для малого бизнеса предусмотрена упрощённая система налогообложения.

Эксперты отмечают, что, хотя система налогообложения в ДНР относительно простая и понятная, она «не стимулирует модернизацию экономики, а становится барьером для добросовестных предпринимателей». Нагрузка увеличивается. При этом много согласованных мер поддержки бизнеса не принято, а действующие льготы сложны в оформлении и не востребованы. А основной проблемой остаются всевозможные схемы ухода от уплаты налогов.

Как война прошлась по промышленности ДНР

До военных событий, которые начали развёртываться в начале 2014 года, Донецкая область была одним из самых развитых промышленных регионов Украины — на неё приходилось порядка 20% общего объёма производства в стране. На её территории находилось более 2000 промышленных предприятий, 800 из которых обеспечивали 23% поступлений от экспорта Украины.

Донбасс в целом ассоциируется с угольной добычей. Но наряду с ней приоритетными были и остаются энергетика, металлургия и машиностроение.

C началом войны экономические показатели региона стремительно упали. Многие предприятия оказались разрушены, порвались цепочки поставок, во многом завязанные на Украине. Так, отгрузка произведённой в Донецке продукции упала с 95 млрд рублей в 2013 году до 30 млрд рублей в 2015-м. Добыча угля в регионе тоже просела — на треть в первые годы конфликта. В целом уровень промышленного производства в области снизился на 59%.

В марте 2017 года Украина полностью блокировали железнодорожное и автомобильное сообщение с ДНР и ЛНР. В ответ республиканские власти национализировали около четырёх десятков местных заводов. Ещё раньше под государственный контроль перешли рынки и торговые комплексы Донецка.

Заводы передали в управление зарегистрированной в Южной Осетии компании «Внешторгсервис» бизнесмена Сергея Курченко из окружения бывшего президента Украины Виктора Януковича.

Под его руководством на большинстве предприятий накопились долги по зарплатам, проходили забастовки. В июне 2021 года власти объявили о разрыве сотрудничества с «Внешторгсервисом» — теперь предприятиями управляет бизнесмен и владелец Южного горно-металлургического комплекса (ЮГМК) Владимир Юрченко.

Последние годы постепенно промышленность региона восстанавливалась. Но темпы оставляли желать лучшего. Описывая этот процесс, исследователи употребляют такие термины, как «примитивизация» и «деиндустриализация» экономики.

Реальный сектор экономики задействован, по официальным данным, не более чем на 30%, по косвенным признакам — не более 10–20%. У предприятий не хватает оборотных средств, чтобы собрать портфель заказов. Также экономисты отмечают слабую деловую активность населения — доля малого и среднего бизнеса в производстве незначительная.

Практически единственной внешнеторговой нишей для ДНР остаётся рынок России.

Угольная промышленность и энергетика

Конфликт серьёзно ударил по угольной отрасли. Ряд шахт остался под контролем Украины, а районы добычи, приближенные к линии фронта, получили множество повреждений. Кроме того, запасы качественного и легко добываемого угля уже закончились.

Исследователи отмечают, что технологии добычи угля на шахтах ДНР уже устарели, а оборудование выработало 2–3 нормативных срока эксплуатации. С учётом этого регион «не может конкурировать с новыми угледобывающими регионами».

Также всё сложно с реализацией, отмечают учёные. Спрос на продукцию местных шахт существует в первую очередь со стороны предприятий Юга России. Оттуда часть угля под видом южноафриканского якобы неофициально завозят на Украину.

Без финансирования угольная отрасль продолжит деградировать и основная часть шахт так и останется убыточной.

Электроэнергетическую же отрасль удалось восстановить благодаря гуманитарной помощи РФ. Она полностью обеспечивает потребности ДНР, а излишек электроэнергии экспортируют в ЛНР.

Машиностроение

В наследство от СССР Донбассу досталось развитое машиностроение, поскольку в стратегических планах развития этому макрорегиону отводилась роль машиностроительного центра при плавном сворачивании добычи угля и базовой металлургии. Однако сегодня оно представлено рядом малотехнологичных небольших заводов, живущих в условиях свободного рынка, у которых не исключена незавидная перспектива трансформации в мастерские.

Боевые действия нанесли особый урон машиностроительному производству. Множество предприятий частично или полностью разрушены, однако удалось сохранить большое количество оборудования.

В ДНР налаживали выпуск трамваев, экскаваторов-погрузчиков, а предприятие «ДонФрост» на российские инвестиции в 500 млн рублей возобновило производство холодильников.

Сельское хозяйство и продовольствие

В связи с военными действиями и экономической блокадой укрепились позиции сельского хозяйства в структуре экономики ДНР. Уже в 2015 году посевная площадь увеличилась в 2,5 раза. На следующий год предприятия пищевой промышленности на 45% обеспечивали жителей республики продуктами собственного производства.

Cегодня пищевая промышленность — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей перерабатывающей промышленности ДНР.

Перспективы

Список экономических проблем ДНР, которые отмечают учёные, исчисляется десятками пунктов. Вот лишь некоторые из них:

  • низкий платёжеспособный спрос собственного населения (средняя зарплата в республике — 15 300 рублей);
  • низкая производительность труда;
  • географическая приближённость наиболее важных с экономической точки зрения предприятий к возможным очагам военных действий на границах республики;
  • ресурсоёмкость основных производств;
  • потеря квалифицированных кадров, технологий и капитала;
  • почти нулевая инвестиционная привлекательность;
  • недостаток оборотных средств у промышленных предприятий;
  • отсутствие кредитного механизма финансирования;
  • кадровые проблемы управления территорией, коррумпированность;
  • отсутствие унификации налоговых систем ДНР, ЛНР и РФ;
  • отсутствие системы страхования, урегулированного рынка кредитных карт и электронных денег и т. д.

Сама по себе ДНР эти проблемы решить не способна. При сохранении существующих условий продолжатся критически незначительные темпы роста, а продукция региона с годами станет менее конкурентоспособной. То есть «инерционное развитие будет фактически означать имитацию развития экономики», подчёркивают исследователи.

Регион может успешно и эффективно существовать только в большой индустриальной системе. Очевидно, что речь не про Украину.

Как отмечают эксперты, вариантов реального экономического взаимодействия России и Донбасса два:

  • частные российские компании закупают продукцию в регионе, который, в свою очередь, получает «живые» деньги. Импульс для этого уже дан: осенью 2021 года РФ допустила продукцию ДНР к своим госзакупкам;
  • все местные компании получают российскую «прописку» и тогда теоретически свободно могут торговать с миром. Такой механизм, например, вполне успешно работает в Приднестровье.

Экономисты видят несколько перспективных направлений интеграции региона и РФ: – использование местного угля потенциально позволит разгрузить железнодорожные магистрали восточного направления России; – загрузка энергогенерирующих мощностей Донбасса позволит снизить энергодефицит в южных регионах России; – использование сохранившегося металлообрабатывающего оборудования, имеющего практически нулевую балансовую стоимость, но физически малоизношенного. То есть на заводах ДНР можно размещать заказы, что позволит машиностроительным предприятиям России сократить издержки на обработку; – восстановление отдельных участков ЛЭП в ДНР повысит надёжность энергосистемы России и увеличит возможность маневрирования мощностями и т. д.

Для восстановления экономики потребуется полностью переформатировать стратегию работы промышленных предприятий ДНР, полагают учёные. Тем не менее территория республики, даже с учётом ущерба от разрушений, обладает значительным промышленным потенциалом и при условии внешней помощи (политической, технической, финансовой), инвестирования в реальный сектор экономики, использования новых подходов в управлении, адекватных её специфическим проблемам, имеет возможность экономически развиваться и обеспечивать достойный уровень жизни населения ДНР.

В целом перспективы экономического развития во многом связаны и с оживлением работы ранее простаивающих предприятий, и с инвестициями. Сколько их потребуется, пока неизвестно. Но очевидно, что их придётся искать в России.

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com