План Путина — победа России. Сколько стоит поднять страну с колен и реально ли это
Во сколько обойдётся прорыв
Правительство приняло и с начала 2019 года выполняет 13 национальных проектов. На то, чтобы воплотить их в жизнь, потребуется 25,7 трлн рублей.
Много это или мало? Чтобы собрать такую сумму, каждый из 72,8 млн работающих россиян должен отдавать всю начисленную ему зарплату (в июле 2019 года она составила 45 900 рублей, по данным Росстата) в течение 8 месяцев.
Если же взять и просто раздать эти триллионы всем россиянам, то каждому из 146,8 млн граждан достанется 175 000 рублей.
Из заложенных на нацпроекты денег:
Более детально:
Откуда деньги?
Что хотят сделать на эти деньги
Каждый национальный проект состоит из 3–11 составляющих. Во всех прописаны цели, которые надо достичь к 2024 году. Мы выделили ключевые, самые важные показатели по каждому направлению. Они дают представление о том, как власти видят прорыв в разных сферах.
Планы правительства едва ли могут претендовать на статус «национального проекта», считает директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.
В Германии таким проектом были реформы Людвига Эрхарда, подведшие черту под послевоенной разрухой, в Китае — вывод населения из бедности при Дэн Сяопине, в США — масштабное дорожное строительство при Дуайте Эйзенхауэре и «лунная гонка» при Джоне Кеннеди и Линдоне Джонсоне. Может ли претендовать на схожий статус, например, национальный проект «Культура», предполагающий «проведение в пять ближайших лет 30 фестивалей детского творчества» и «создание 15 центров непрерывного образования работников культуры», пусть каждый решит сам.
Чем закончились прошлые попытки совершить прорыв
Амбициозные задачи Российское государство ставит само себе не первый раз. Впервые президент Путин объявил о приоритетных нацпроектах в сентябре 2005 года. За прошедшие 14 лет о них то забывали, то вновь пытались догнать и перегнать заявленные цели. В качестве основных направлений развития в 2005 году называли здравоохранение, образование и жильё. Несмотря на отдельные успехи, в целом проекты провалились.
По проекту «Здоровье» в 2006–2012 годах потратили свыше 1 трлн рублей. В регионы поставили тысячи единиц диагностического оборудования, построили 14 федеральных центров высоких медицинских технологий. Но кардинально изменить ситуацию в здравоохранении не удалось. На новом оборудовании оказалось некому работать, да и к его качеству возникали вопросы. Кроме того, в ходе строительства нескольких медицинских центров в 2009–2010 годах выявили грубые нарушения и растраты. В итоге нацпроект «Здоровье» эксперты признали неуспешным.
Другой пример — нацпроект «Жильё». На него направили в 2006–2012 годах 600 млрд рублей. Итоги сложно назвать впечатляющими:
Из-за подобных неудач нацпроекты на несколько лет практически выпали из информационной повестки. Со второй половины 2009 года информация на сайте Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике перестала обновляться. Снова о них заговорили лишь в 2016 году.
Удастся ли совершить прорыв в этот раз
Заверения властей, что первые плоды нацпроектов Россия увидит уже в 2019 году, пока не оправдываются.
По последним данным мониторинга достижений нацпроектов, по многим параметрам ситуация даже ухудшилась.
Настораживают вялый темп финансирования нацпроектов. За половину 2019 года исполнение расходов на них составило меньше трети от запланированных бюджетов, выяснила Счётная палата. Премьер-министр Дмитрий Медведев называл такое положение дел недопустимым. В Госдуме сочли, что эффективность исполнения госпрограмм поставлена под сомнение из-за того, что действия исполнителей зачастую не согласованы.
Ещё одна проблема — частные и даже государственные компании не спешат участвовать в нацпроектах. Сколько они уже вложили, пока не известно. В июле рост общих инвестиций был нулевой, поэтому «Коммерсантъ» предполагает, что показатель по привлечению внебюджетных средств провальный. Чтобы решить проблему, Правительство включило в критерии оценки работы топ-менеджеров госкомпаний выполнение «майских указов» Путина (то есть нацпроектов).
В июне на Международном экономическом форуме в Петербурге выяснилось, что 78% ключевых участников не верят в успех нацпроектов. Они указали на высокие налоги, административные барьеры и нехватку кадров. Президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов и вовсе заявил, что нацпроекты «сулят расходы без структурных изменений и могут быть даже вредны, потому что скрывают настоящие проблемы».
С критикой нацпроектов выступил не только бизнес. Счётная палата промониторила пять нацпроектов и выявила системные проблемы. Прописанные показатели не отвечают национальным целям, а регионы лишены самостоятельности, что приводит к искажению мотивации и стимулов, заявил глава ведомства Алексей Кудрин. К тому же значительная часть мероприятий дублируют ранее предусмотренные в госпрограммах и предыдущих нацпроектах, «которые к прорыву не привели», заметила замглавы палаты Вера Чистова.
По данным Bloomberg, Путину в начале лета доложили, что целей по нацпроектам не достичь. Четверо собеседников издания сообщили, что в докладе говорилось: снизить вдвое число россиян за чертой бедности и перейти к устойчивому росту доходов населения не получится даже при самом оптимистичном сценарии.
Первые шаги по нацпроектам пока очевидно пробуксовывают. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин говорит об этом процессе как о «живой истории, которая меняется, которую нужно донастраивать». От того, какой в очередной раз будет эта настройка, зависит результат шестилетки — закончится она прорывом или провалом.
Коллаж: bigstockphoto.com/vostock-photo.online, kremlin.ru