Бесконтрольный эфир. Как россиянин стал самым молодым криптомиллиардером
Cпасибо папе за биткоины
Виталик (именно так его имя записано в паспорте) родился в Коломне в 1994 году. Когда ему было шесть лет, семья вместе с ним переехала в Канаду. Отец — предприниматель, занимался проектом, связанным с софтом для некоммерческих платформ BonaSource (теперь — компания Wild Apricot). Он подарил сыну несколько книжек по программированию, и к 10 годам мальчик освоил язык C++.
«Я с удовольствием играл в World of Warcraft в 2007–2010 годах, но однажды Blizzard удалила компонент урона из заклинания моего любимого чернокнижника. Я плакал, пока не уснул, и в тот день понял, какие ужасы могут принести централизованные системы», — пишет Виталик в своей автобиографической анкете.
Бутерин заинтересовался биткоинами и блокчейном в 2011 году — и вновь с подачи отца, который говорил про них. Виталику понравился принцип децентрализации, на котором основана технология блокчейна, — когда нет единого контролёра и система управляется многими участниками.
«Сначала я был настроен скептически и не понимал, как это может иметь ценность без физической поддержки. Но постепенно я всё больше и больше интересовался, — вспоминает Виталик. — Я начал писать для блога под названием Bitcoin Weekly сначала за скромную зарплату в $1,5 в час, а вскоре основал журнал Bitcoin Magazine».
Спустя два года он придумал Ethereum. Это ещё одна блокчейн-платформа, но её возможности шире, чем у конкурентов. По замыслу Виталика, Ethereum должен стать универсальной платформой для большого количества блокчейн-проектов, в том числе приложений.
К тому моменту Бутерин уже стал студентом: он поступил в канадский Университет Уотерлу, но спустя восемь месяцев бросил его: слишком много времени уходило на блокчейн.
Моментальный успех и признание
«Я написал документ c описанием технологии и отправил его 15 друзьям, они переслали своим друзьям, и человек 20 сразу высказали интерес и захотели присоединиться к работе», — вспоминал Бутерин. Деньги на воплощение идеи в жизнь Виталик собрал через краудфандинг: люди посылали один биткоин в обмен на 2000 эфиров, валюту Ethereum. Так удалось собрать 30 000 биткоинов (на тот момент $18,5 млн) от 9000 участников.
В 2014 году Бутерина поддержал известный венчурный инвестор, сооснователь PayPal Питер Тиль — 19-летний программист получил грант в $100 000. В том же году канадец российского происхождения выиграл премию World Technology Award, обойдя Марка Цукерберга и других претендентов.
С Ethereum начали экспериментировать крупные компании — IBM, Goldman Sachs, JP Morgan и другие. Одним из первых проектов на основе Ethereum стала разработка умных облигаций (smart bonds) швейцарского банка UBS. Вскоре Ethereum стал второй после биткоина по популярности и капитализации криптовалютой.
Сам Виталик быстро стал культовой фигурой в криптовалютном сообществе. «Когда Виталик рассказывает о блокчейне, профессора Стэнфорда достают блокноты и начинают записывать» — так в 2016 году презентовал Бутерина глава Сбербанка Герман Греф на форуме в Давосе. Через два года Виталик и сам получил почетную докторскую степень в Базельском университете.
В конце апреля 2021 года Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) объявил, что собирается задействовать блокчейн Ethereum для выпуска двухлетних облигаций общей стоимостью €100 млн. Продажу будут контролировать банки Goldman Sachs, Santander и Societe Generale. На фоне этой новости Ethereum стал резко дорожать — за пару недель с $2500 до рекордных $3456, что и сделало Виталика долларовым миллиардером (Бутерину принадлежит 333 520 токенов ETH).
В том, что состояние Бутерина достигло такой отметки, профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини предположил ещё в 2018 году. Он обвинил Бутерина в миллиардном заработке через махинации с продажей криптовалюты. По его мнению, Бутерин и его партнёр Джозеф Любин сначала добыли эфир для себя, а уже потом вывели его в оборот, то есть «были главными участниками преступной схемы», в результате которой были «украдены 75% всего эфира».
Бутерин в отвел заявил, что никогда не держал более 0,9% всего эфира. «Также я уверен, что нет никаких законов, которые бы запрещали продажу эфира, намайненного до его выхода в оборот», — написал он в своём Twitter.
Хочет жить вечно и сотрудничать с Кремлём
В закреплённом посте в Twitter Бутерин перечисляет вещи, которые его волнуют:
- криптография + блокчейны;
- новое управление / социальные технологии;
- улучшение онлайн-образования всех типов;
- строительство городов;
- продолжающееся глобальное сокращение масштабов нищеты;
- космос;
- продление жизни.
Последний пункт молодого человека волнует настолько, что в 2017 году он пожертвовал исследовательскому фонду SENS (Strategies For Engineered Negligible Senescence, «Стратегии достижения пренебрежимого старенияинженерными методами») $2,4 млн, а в дальнейшем давал около $1 млн ежегодно (о том, как SENS и другие учёные на деньги миллиардеров пытаются победить смерть, читайте в спецпроекте «Секрета»).
Виталик живёт и работает в скромном особняке в Сан-Франциско, одевается, по его же словам, в футболку и треники, ест еду из доставки.
После отъезда из России Бутерин приезжал на родину лишь пару раз — чтобы поучаствовать в форумах. В 2017 году в кулуарах Петербургского экономического форума с ним пообщался президент РФ Владимир Путин. Подробности беседы не раскрывались, однако после этого российские власти стали менее настороженно относиться к блокчейну.
На вопрос Financial Times о сотрудничестве с российскими властями Бутерин ответил так: «Я лучше объединюсь с кем угодно, чтобы делать правильные вещи, и ни с кем, чтобы делать неправильные». Виталик заявил, что подталкивает Кремль дать «людям выгоду от крипты», но добавляет, что «не знает, до какой степени это у него получается».
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com, flickr.com/techcrunch