Что такое трекшн. Объясняем простыми словами
Термин «трекшн» (traction) дословно переводится с английского как «сила сцепления» или «тяга». Трекшн — это тяга к бизнесу, показатель прогресса начинающей компании; импульс, который она набирает по мере роста бизнеса. Такое образное определение дал «Секрету» соучредитель и гендиректор Vindome Ингрид Бродин. Не существует единого способа измерения тяги к бизнесу, однако в качестве показателей своего успеха компании обычно полагаются на реакцию клиентов и выручку.
Пример употребления на «Секрете»
«Стартап с российскими корнями не в первый раз пытался пробиться в знаменитый акселератор, на этот раз у них был козырь — трекшн, который так хотят увидеть инвесторы и ментор, то есть реальные пользователи».
(Из материала о том, как пермский сервис доставки пробников Scentbird попал в Y Combinator.)
Нюансы
В трекшн можно включить показатели, способные напрямую повлиять на выручку и её размеры:
- ARPPU (Average Revenue Per Paying User) — средняя выручка на одного платящего пользователя;
- DAU или MAU (Daily/Monthly Active Users) — общее число активных пользователей ежедневно/ежемесячно;
- динамика месячной выручки (monthly revenue) и месячной рекуррентной выручки (MRR);
- динамика продаж контрактов (bookings).
При демонстрации инвесторам той или иной метрики эффективности необходимо аргументировать, почему именно этот трекшн выбрали для оценки бизнеса, отметил сооснователь cтартапа TraceAir Дмитрий Королев.
В качестве трекшна также могут выступать гарантийные письма или личная сеть партнёрских соглашений, пул потенциальных партнёров, рамочные соглашения. Они показывают заинтересованность бизнеса в продукте, добавляет директор по развитию цифровой платформы гражданских законодательных инициатив «Инициатор» Евгений Венгеровский.
Если предприниматель хочет привлечь инвестиции, отслеживание трекшна должно стать обязательным, уверен основатель онлайн-школы английского языка для детей Novakid Максим Азаров. «Наличие трекшна жизненно важно для стартапа. Трекшн — это демонстрация роста и прогресса компании, подтверждение жизнеспособности бизнес-идеи, дополнительные возможности для найма квалифицированной рабочей силы и получения инвестиций», — сказал он.
CEO компании Leanconsult Александр Нижельский уточняет: хороший (позитивный) трекшн появляется, когда продукт или услуга компании востребованы у аудитории, когда встречаются запрос со стороны потребителя и предложение от стартапа. Такое совпадение интересов называется product-market fit.
Если у компании нулевой трекшн, скорее всего, она делает что-то не так, считает Артемий Доможаков, директор по маркетингу компании «Антисон». Возможно, их продукт или услуга не нужны аудитории, или у потребителей нет понимания, как ими пользоваться, или привлекать новых пользователей оказывается дороже, чем они приносят выручки.