Что такое краудфандинг. Объясняем простыми словами
Организаторы сбора чётко обозначают цель, на которую пойдут деньги, и необходимую сумму. Инвесторам часто предлагают привилегии: первые экземпляры книг, альбомов, имя в титрах, настольную игру, мобильное приложение и другие.
В интернете работают специальные платформы для краудфандинга. В мире самая известная — Kickstarter, а в России — Planeta.ru. Краудплатформы предлагают разные условия: можно объявить сбор денег на определённый срок и забрать ту сумму, которая накопилась, а можно вернуть деньги инвесторам, если необходимую сумму собрать не удалось.
Пример употребления на «Секрете»
«Для нас очень важно поскорее открыть общественный центр. Поэтому мы фактически запустили седьмую краудфандинговую кампанию — собираем предзаказы на варенье на собственном сайте. Одна банка варенья помогает приблизить запуск общественного центра на 0,00008%».
(Предприниматель Гузель Санжапова из уральской деревни Малый Турыш — о том, как она улучшает жизнь в селе.)
Ошибки в использовании
Краудфандинг легко перепутать с фандрайзингом. Это близкие понятия. Но фандрайзинг более широкое: это привлечение средств в тот или иной проект любыми способами, не только коллективными инвестициями.
Также не следует путать с краудсорсингом — это делегирование различных задач широкому кругу добровольцев.
Нюансы
Существует несколько вариантов краудфандинга для бизнеса.
- Краудлендинг — если необходимо получить деньги срочно и на небольшой срок на успешно действующий бизнес.
- Краудинвестинг — если запускается новый проект и требуется участие профессиональных инвесторов, которые смогут в обмен на предоставление денег получить ценные бумаги компании.
- Краудфандинг с нефинансовым вознаграждением или с выпуском утилитарных цифровых прав — когда инвесторы могут получить не денежные средства обратно, а результаты вашего труда (например, какие-то виды услуг — скажем, 10 стрижек).
Все взаимодействия в рамках краудфандинга осуществляются на специальных инвестиционных платформах, которые включены в реестр ЦБ РФ. Эти площадки получают от участников комиссию за проведение операций.
История
Первым примером краудфандинга в интернете считается сбор денег на гастроли рок-группы Marillion. В 1997 году поклонники музыкантов без участия кумиров собрали для них 60 тысяч долларов. Этих денег хватило не только на гастроли, но и на запись и продвижение нескольких альбомов.
В России первой краудфандинговой кампанией в Сети можно считать сбор 1,2 млн рублей на выпуск альбома Spirit группы «Би-2» в 2012 году.