Тренажеры для ума. Как бывший работник банка построил многомиллионный бизнес на прокачке мозгов
С чего начался проект
Сколько себя помню, всегда хотел стать предпринимателем. В 2012 году, работая руководителем в GE Money Bank, стал двигаться к своей мечте. На одной из встреч с хорошим знакомым в кафе родилась мысль создать сайт с когнитивными тренажёрами на внимание, память, мышление.
Она меня сразу же вдохновила, так как закрывала основные мои триггеры: создать полезный для общества продукт, вернуть Вселенной долг за сохранённую после несчастного случая жизнь и реализовать свои предпринимательские способности.
Переход от идеи к действию произошёл стремительно. Спустя три часа после того, как появилась идея, мы стали готовить презентацию по проекту. Опыта в запуске IT-проектов не было, поэтому пошли в инкубатор Op:IT в «Сколкове».
В начальную стадию разработки я вложил 5 млн рублей личных средств, и в начале 2014 года мы запустили «Викиум». В этом же году я ушёл из GE Money Bank и полностью посвятил свои силы новому проекту.
С какими сложностями столкнулись и как их преодолели
Путь был тернист. Мы выступали первопроходцами на рынке. Нам предстояло сформировать его, донести до людей важность и значимость продукта. Объяснить, что это за тренажёры и зачем вообще нужно тренировать мозг.
Первые три-четыре месяца у нас практически не было продаж. Когда проект стал генерировать небольшой доход, произошли расхождения в целях и взглядах на бизнес с партнёрами. Они хотели заработанные средства сразу делить между сотрудниками, я же хотел сделать из «Викиума» большую историю. В итоге я выкупил долю партнёра и стал единственным собственником.
Пришлось начинать сначала. С третьей попытки пробился в акселератор ФРИИ, сформировал команду, нашёл бизнес-партнёра Артёма Овечкина. Он вложил в проект 10 млн рублей.
Стали развивать продукт, погружаться в маркетинг — так общими усилиями пришли к росту в 2015 году. Стали масштабироваться, запустили новые направления, расширили продуктовую линейку.
Сложный этап пришёлся на 2016 год. Наступил сезонный спад продаж, о котором не знали раньше, и пришлось срочно оптимизировать расходы: расформировать направления, перевести сотрудников на удалённую работу.
Постоянно испытывал эмоциональное напряжение из-за опасения подвести коллег. Сил придавала мысль, что продержаться нам нужно четыре месяца и осенью ситуация выправится и стабилизируется. Параллельно с этим я стал искать крупного инвестора. В итоге это удалось: в 2017 году мы привлекли $2 млн от процессинговой компании «Рукард».
Как обстоят дела с проектом сейчас
«Викиум» входит в топ-35 крупнейших EdTech-компаний России по версии РБК в 2019 году (занимаем 21-е место).
Мы работаем с B2C- и B2B-сегментами. Для последних мы разработали программу развития компетенций сотрудников, повышения их эффективности — «Викиум.Компетенции». В числе наших клиентов более 50 крупных российских и международных компаний: Росбанк, Mercedes-Benz Russia, Совкомбанк и др., а также более 5 млн пользователей B2C.
Про деньги
Мы вложили в проект около $2,5 млн «живых» денег. Но, учитывая, что всю прибыль и доходы мы реинвестируем в рост, цифра приближается к $4 млн. Работаем мы по freemium-модели с дальнейшим кросс-сейлом. Также периодически монетизируем базу с помощью партнёрских рассылок.
У нас положительная динамика роста, более чем в три раза ежегодно. За 2018 год оборот компании составил $2,3 млн.
Пока инвестиции не требуются, но мы открыты для переговоров. Возможно, в ближайшем будущем нам потребуется раунд для более агрессивного роста на международном рынке.
Планы на будущее
Планируем масштабироваться на мировой рынок, дорабатывать мобильное приложение. Также продолжим инвестировать в развитие продукта — хотим усилить направления нейротехнологий и интеллектуальной игры #РеальнаяМозгокачка.
По просьбе редакции «Секрета фирмы» ошибки, сложности и планы проекта прокомментировал Дмитрий Калаев, директор «Акселератора ФРИИ». Экспертную оценку «Викиума» читайте здесь.
Фото: СС0