Спорт для миллениалов. Как стартап меняет фитнес-индустрию в России
Я запустила Fitmost, потому что понимала: миллениалы и последующие поколения не примут ту модель, по которой работала индустрия ещё пару лет назад. Они хотят рационально использовать свои средства и периодически пробовать что-то новое, они непостоянны и не любят быть привязанными к чему-либо, в том числе к конкретному фитнес-клубу. Можно сказать, что Fitmost — это сервис для миллениалов и постмиллениалов.
Всевозможные виды тренировок собраны в одном абонементе, и пользователь выбирает самую подходящую в данный момент — по локации или настроению. Например, в течение одной недели можно позаниматься в студии йоги и сходить на аквааэробику в бассейн.
Для клиента это работает так: пользователь покупает пакет баллов (на месяц, три, девять или один год) и может использовать их на своё усмотрение. Каждое занятие стоит определённое количество баллов в зависимости от уровня, стоимости и спроса. Основное преимущество — отсутствие привязки к одному месту и времени, а также прозрачное ценообразование: в отличие от годовых абонементов, подписку можно отменить в любой момент.
Фитнес-студии или клубы предоставляют нашей компании скидку на занятия как оптовому клиенту. Для них это способ привлечь дополнительный трафик и дозагрузить занятия без расходов на маркетинг, а также повысить свою узнаваемость.
С чего всё началось
Я периодически занималась спортом. В очередной попытке сделать занятия стабильными я поняла, что же меня тормозит: нежелание общаться с менеджером, выбивать скидки и привязываться к одному месту. У меня активный образ жизни, поэтому я хочу быть свободной, пробовать новое. Тогда решения для себя я не нашла и поняла, что его просто нет. В индустрии последние десятилетия ничего особо не менялось. Всё постепенно переходило в диджитал, но фитнеса это ещё не коснулось. Стало понятно, что это неизбежно должно случиться, и мне захотелось в этом поучаствовать и сделать продукт, который бы стёр эти барьеры и сделал бы спорт доступнее.
С какими сложностями столкнулись и как их преодолели
Первая трудность, с которой мы столкнулись, — это устаревшая система записи в фитнес-клубах. Много времени ушло на то, чтобы создать эффективную и удобную онлайн-платформу как для наших партнёров, так и для пользователей.
Когда мы стали договариваться с крупными сетями о партнёрстве, на согласование и подписание документов могли уйти месяцы, да и владельцы часто относились к нам скептически. Тогда мы решили обратиться к небольшим, но качественным фитнес-студиям, и вот они с готовностью пошли навстречу. О своих партнёрах мы рассказываем в социальных сетях и рассылках.
Конечно, найти клиентов тоже было непросто: самые первые были нашими друзьями и друзьями друзей. Со временем о сервисе появилось много положительных отзывов, и в привлечении аудитории это очень помогло.
В каком состоянии бизнес сейчас
Сегодня Fitmost — крупнейший маркетплейс в сфере спорта и фитнеса в СНГ. Мы сотрудничаем с более чем 1500 фитнес-клубов и студий, которые располагаются в десяти крупнейших городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Екатеринбурге и др. За время существования сервиса Fitmost воспользовались более 22 000 человек.
Зимой 2018–2019 годов мы запустили новый сервис — Kidmost, который работает по той же схеме, но нацелен на активности для детей. Например, в выходные можно записать ребёнка на картинг, аэротрубу, в творческие мастерские. И родители смогут отдохнуть, и дети хорошо проведут время. В одном приложении собрано более 500 московских студий. В марте Kidmost появится в Санкт-Петербурге.
Про деньги
На первых порах понадобилось примерно 10 млн рублей, чтобы выстроить систему, запустить продукт и проработать первый год. Дальше инвестировали по мере необходимости, стараясь оставаться lean-стартапом.
Для развития направлений B2B и B2C мы привлекли во второй половине 2018 года $1 млн инвестиций при оценке в $5 млн. Сейчас проект выходит на рентабельность.
В прошлом году у нас была цель пробить выручку в 10 млн рублей в месяц. Несмотря на падение на несколько месяцев из-за подорожания абонемента, рубеж был пройден. Мы продолжаем расти, в этом году цель — увеличить выручку до 30 млн рублей в месяц.
Конечно, вырасти в три раза за год на таких объёмах сложнее, чем было раньше, но мы видим большое оживление корпоративного рынка. Всё больше организаций замечают рост интереса к фитнесу в рамках соцпакета, особенно IT, банки и другие компании с большим процентом молодой аудитории. Это тот фактор роста, который поможет нам прийти к поставленной цели.
О планах
В 2019 году мы стали включать в абонемент флоатинги, массажи и другие оздоравливающие процедуры, а также развлекательные: картинги, тиры и прочие штуки, косвенно связанные с физической активностью. К концу декабря записи на массажи уже составляли более 4% от всех записей в месяц, поэтому в этом году мы активно расширяем это направление.
Также мы начинаем активно выходить в регионы и видим в региональной экспансии второй фактор для хорошего роста. В этом году мы уже вышли в два города, весной выйдем ещё в три.
Абонементом можно пользоваться в любом городе, где мы есть. Не нужно доплачивать или что-то перенастраивать — просто переключиться в приложении на другой город, и откроется запись на тренировки в этом городе. Это удобно ещё для тех, кто живёт на два города или много ездит в командировки.
Начинаем сотрудничать и со страховыми компаниями, где мы уже идём как часть ДМС. Это конкурентное преимущество, которое выделяет страховую компанию при продаже.
Инсайты, советы, предостережения
- Маркетплейс — это всегда про win-win: надо искать модели, которые не только были бы решением для конечного клиента, но и приносили понятную ценность тем, кто эти услуги / товары предоставляет.
- Любой процесс, прекрасно работающий на команде до десяти человек, не работает так же на команде в 30–40 сотрудников — нужно периодически пересматривать и оптимизировать процессы.
- Выращивайте сотрудников внутри команды. У нас есть правило одного стажёра в год: многие из них за короткое время выросли в прекрасных специалистов и уже управляют и ведут целые блоки задач.
Фото: СС0