secretmag.ru
Селфи

Как «взорвать рынок» и уменьшить экослед бизнеса. Советуют эксперты

Разбираем кейс органического салона красоты
Студия «Зелёная» из Санкт-Петербурга старается минимизировать свой экослед. Как «зелёным» стартапам продвигаться на рынке и что нужно делать бизнесу, которому важны и экологичность, и этичность?
Григорий Болдырев
директор Института регионального сотрудничества и устойчивого развития

— Сегодня все уникальные продукты с приставкой «эко» имеют шансы закрепиться на любом рынке. Но, конечно, одной приставки недостаточно. Нужны организационный и управленческий опыт, опыт продаж, и, насколько я понимаю, у организаторов (студии «Зелёная». — Прим. «Секрета») этот опыт накопился за четыре года. При грамотной маркетинговой стратегии у проекта неплохие перспективы. Думаю, нужно теснее сотрудничать с экологическими организациями, в том числе в части создания экофраншизы, проводить совместные мероприятия для кросс-маркетинга.

Насчет инвесторов: если есть возможность, лучше обходиться своими силами. Я бы шёл именно по пути франчайзинга, поскольку продукт действительно уникальный, но при этом физически невозможно проконтролировать в конкретный момент времени, что именно происходит в каждом салоне. Создавайте методологию, сосредоточьтесь на стратегии управления, а «операционку» вместе с частью прибыли оставьте директорам конкретных салонов.

Что касается гринвошинга (позиционирование компании, товара или услуги как экологичной без достаточных на то оснований. — Прим. «Секрета»), здесь опять же важна грамотная подача. Нужно понимать, что, если к вам приходят особо подкованные в экологии люди, они захотят получить «пруфы» — доказательства того, какой состав у содержимого тех или иных флакончиков, что тара действительно перерабатывается вторично, а не идёт потом на свалку.

Полина Григорьева
экоконсультант компании «Зеленый драйвер»

— В России тренд на экологизацию. Сейчас это означает возможность быть среди первых «зелёных» стартапов. А в этом проекте идёт речь еще и об устойчивом развитии в целом — не только забота об окружающей среде, но и забота о здоровье сотрудников и клиентов.

Экологизация — огромное пространство для новых идей. Нужно перестраивать свой бизнес под потребителей будущего — поколение Z. Новые потребители требуют от компаний высокое качество и социальную ответственность, они больше внимания уделяют вопросам этичности и экологичности товаров и услуг.

Если речь идёт об услугах, то крайне важно выстроить свой бизнес на максимальной честности и прозрачности. Ответственному потребителю не всё равно, какой состав нанесут на его волосы, есть ли у него экосертификат, как будет утилизирована упаковка от этого средства и т. д.

Если речь идёт о продукции, то дело не столько в экологических свойствах товара, сколько в комплексе экологических характеристик по жизненному циклу — «от сырья до упаковки».

Какие практики по сокращению экоследа можно внедрить в свой стартап уже сегодня?

  • Определитесь с «зелёными принципами», разработайте экологическую стратегию компании. Изучите опыт других «зелёных» стартапов.
  • Сокращайте потребление ресурсов. Проанализируйте, в каких направлениях можно сократить расход энергии, материалов, воды. Внедрите электронный документооборот, перейдите на энергосберегающие устройства, используйте альтернативные источники энергии, где это возможно, поощряйте карпул (совместное пользование сотрудниками автомобилей), тщательно планируйте логистику для сокращения углеродного следа, используйте переработанные и перерабатываемые материалы.
  • Выбирайте ответственных поставщиков: этические ценности вашей компании должны соблюдаться на всех этапах жизненного цикла продукта.
  • Организуйте раздельный сбор отходов сотрудниками.
  • Просвещайте своих сотрудников и клиентов, вовлекайте в экожизнь. Создайте внутреннюю экокультуру, которая стимулирует сотрудников постоянно развиваться, генерировать идеи и реализовывать их. Расскажите другим людям о своём опыте через свой сайт, блог, социальные сети.
Андрей Шалунов,
руководитель общественного движения «За чистое будущее»

— Люди наконец осознали, какой вред может приносить химия, и готовы платить больше или ездить дальше за «чистой» продукцией. Это не только в тренде — это жизненно важно, поэтому перспективы у студии отличные.

Как правило, подобные проекты развиваются по стандартному сценарию. Вначале отлаживаются все бизнес-процессы в одной конкретном салоне красоты, затем он выходит на постоянную прибыль. Далее идёт развитие по системе продажи франшизы.

Точно имеет смысл открывать такие салоны во всех городах-миллионниках. При таком подходе можно обойтись без инвесторов, но очень важно качественно «упаковать» франшизу, чтобы она продавалась.

Предполагаю, что такой проект, даже в единичном экземпляре, может взорвать рынок и громко заявить о себе в медиапространстве. В этом случае как инвесторы, так и желающие купить франшизу обязательно найдутся.

Конечно, любому экостартапу, чтобы его не обвиняли в гринвошинге, необходимы конкретные действия. На мой взгляд, люди верят в то, что они понимают, и на примере данного салона можно сказать: чем меньше будет сложных названий — тем лучше.

Необходимо сделать так, чтобы посетители осознавали действительно чистый состав средств и безопасность предлагаемых процедур. Также следует довести до сведения клиента вредные компоненты обычной химии и их последствия для здоровья, чтобы он уже не ушёл в неизвестный салон, понимая, чем ему это грозит.

Что касается уменьшения экоследа, то здесь стоит придерживаться простых правил:

  • Минимизируйте использование одноразовых предметов.
  • Обязательно грамотно утилизируйте свои отходы.
  • Прививайте сотрудникам правильные привычки: например, переход на электронный документооборот вместо тонн выброшенной бумаги, использование собственных кружек вместо пластиковых стаканчиков, обед в столовой вместо покупки еды на вынос в пластике.

В целом проект очень интересный, замечательно, что он появился. И мы хотим пожелать его организаторам удачи.

Фото: bigstockphoto.com/vostock-photo.online