Никаких чаек на рабочем месте. Как руководителю стать эффективнее
Совет №1. Управляйте собственным временем
Наверное, всем знакомы руководители, не понимающие, куда уходит их время: вроде бы весь день решали рабочие вопросы, а ничего важного не сделано. В итоге отдел задерживается допоздна, сроки срываются, возникает хаос. А если руководитель грамотно распределяет своё время, гораздо больше шансов, что и коллектив будет работать как часы.
Вот что помогает управлять временем:
- регулярный учёт собственного времени с последующим анализом;
- определение приоритетных задач, а также объединение рабочих задач в крупные временные блоки — для получения лучшего результата;
- планирование времени с учётом приоритетов и чёткое соблюдение плана.
Как это влияет на эффективность сотрудников: видя перед глазами пример руководителя, сотрудники постепенно начинают внимательно относиться к управлению своим рабочим временем и становятся более дисциплинированными.
Совет №2. Учитесь разрабатывать оптимальные решения и грамотно доводить их до исполнителей
К сожалению, принятию решений тоже мало кто учится. Обычно все полагаются на интуицию и опыт. Но что делать, если проблема нестандартная и требует особого подхода? Представьте, что вашей компании предстоит выйти на новый рынок. Вам, как руководителю подразделения, нужно принять решение, какие именно продукты станут вашими флагманами на новом поле игры. А для этого важно как минимум провести анализ рынка и ассортимента, изучить конкурентов и их продукты, разработать новую маркетинговую стратегию — тут слишком велика цена ошибки. Принятие решений наобум в таком случае приведёт к напрасной трате ресурсов и даже убыткам.
Поэтому при принятии решений рекомендуется придерживаться рационального подхода, который предполагает:
- предварительную диагностику ситуации и определение типа решаемой задачи или проблемы;
- формулировку критериев, которым должно соответствовать будущее решение;
- разработку вариантов решения задач с последующей их оценкой по критериям;
- выбор наиболее оптимального варианта, соответствующего наиболее важным критериям.
Как это влияет на эффективность сотрудников: не возникает двояких толкований поставленных задач, что дополнительно снижает временные затраты на внедрение решений на местах.
Совет №3. Держите фокус на результате, а не процессе
Безусловно, не бывает результата без грамотного отлаженного процесса, и одна из задач руководителя организовать этот процесс. Но многие так увлекаются отлаживанием процесса, что забывают о конечной цели. А ведь именно для её достижения и нужен руководитель.
Что поможет сохранить этот самый фокус и не увлечься самим процессом? Грамотно сформулированная цель по SMART (чёткая, конкретная, измеримая, привязанная ко времени) и наличие плана с чёткими сроками и расписанной ответственностью по каждому из этапов процесса.
Как это влияет на эффективность сотрудников: работники со временем тоже начинают ориентироваться на результат, а не на процесс и нести ответственность за его достижение.
Совет №4. Перестаньте работать специалистом: занимайтесь приоритетными задачами, а остальное делегируйте
Особенно часто этим грешат начинающие руководители и руководители-перфекционисты, живущие по принципу «Хочешь, чтобы было сделано хорошо, — сделай это сам». В результате руководитель, закатив рукава, успешно справляется с задачей специалиста.
Чем это чревато? Во-первых, нехваткой времени на выполнение основных, управленческих задач. А во-вторых, несамостоятельностью сотрудников: зачем напрягаться, если можно повесить задачу на руководителя? Руководитель должен сосредоточиться на задачах, которые может выполнить только он, а остальные передать сотрудникам.
Как определить, какие задачи стоит делегировать, а какие лучше оставить себе? Здесь не существует какого-то одного подхода. Можно ориентироваться на частоту выполнения дела, на срочность и на временные затраты. Важно соблюдать главный принцип: при делегировании мы передаём сотруднику не только обязанности, но и соответствующие полномочия. Это значит, что, например, вы можете поставить сотруднику цель разобраться со стандартной проблемой клиента. Но при этом вам нужно оставить за собой право вмешаться в решение проблемы, если необходимо, — например, предоставить клиенту дополнительную скидку (у сотрудника нет полномочий принимать такие решения, так как он не несёт ответственность за результаты работы отдела или подразделения, в отличие от вас).
Как это влияет на эффективность сотрудников:
- сотрудники перестают заниматься «обратным делегированием» и учатся самостоятельности и ответственности;
- выполнение новых обязанностей в рамках делегирования может помочь сотрудникам профессионально вырасти.
Вот что ещё может помочь сделать команду более продуктивной
**Чётко ставьте рабочие задачи и договаривайтесь о точках контроля.**Это позволит сотрудникам сразу понять, что и в какие сроки от них требуется и не тратить время и силы на переделывание (и двоякие толкования).
Работайте с мотивацией сотрудников. Это поможет управлять их вовлеченностью. В идеале хорошо бы иметь мотивационный профиль для каждого сотрудника, который время от времени корректируется и пересматривается.
Внедряйте успешные кейсы. Это помогает снизить затраты на самостоятельную разработку решений. При этом, имея перед глазами успешный кейс, сотрудники, как правило, меньше сопротивляются изменениям и больше верят в благоприятный исход. Со временем они начнут сами предлагать идеи по организации работы.
**Введите функциональное тренерство и периодически становитесь тренером-наставником.**С помощью этого вы, с одной стороны, сможете напрямую поработать над зонами развития сотрудников и в прямом смысле вырастить свою команду. А с другой стороны, без усилий повысите качество имеющихся навыков и сможете гораздо быстрее овладеть новыми. Ведь, как известно, лучший способ что-либо освоить — это обучить этому другого.
Сократите количество «бесполезных касаний», когда взаимодействие с сотрудниками происходит ради взаимодействия. В некоторых компаниях до сих пор принят «чайка»-менеджмент, когда руководитель «врывается» в спокойную работу сотрудников, на ходу раздавая невнятные задания, после чего забывает о сказанном и возвращается к этому тогда, когда считает нужным. Вместо этого у каждой управленческой коммуникации должна быть чёткая цель, правильно подобранный формат и обязательная обратная связь от сотрудника. Тогда и эффект от взаимодействий будет максимальным.
Фото: СС0