Это как посчитать. Разбираемся в разных видах прибыли
Для начала важно не ошибаться в трёх понятиях, которые часто путают: выручка, доход и прибыль. Предприниматели часто считают их синонимами, как следствие, неверно ведут учёт.
Выручка — все средства, заработанные от продажи товаров и услуг, то есть от выполненных обязательств, связанных с основной деятельностью организации. Это всего лишь часть дохода, хотя чаще всего и львиная.
Доход — общий объём средств, который получает компания. Сюда входят все поступления, а не только те, что связаны с основной деятельностью. Это и взысканные с контрагентов штрафы и неустойки, и деньги от сдачи части помещений в аренду и так далее.
Прибыль — базовая оценка работы бизнеса. Представляет собой разницу между всеми доходами и совокупностью расходов.
Если вы решите продавать товар только по предоплате, то она (даже если будет на расчётном счёте компании) не считается выручкой до момента, пока покупатель не получит заказ.
Как только товар будет у покупателя и компания выполнит обязательства, предоплата станет выручкой, но не прибылью. Если же клиент внёс предоплату в 50%, а оставшуюся часть не заплатил даже после получения услуги, эти деньги станут дебиторской задолженностью — активом компании, которая будет частью дохода.
Прибыль можно считать, когда станут известны объём всех полученных денег и сумма расходов. Часто предприниматели тратят всю выручку и потом остаются без денег для выполнения обязательств.
Какие есть виды прибыли
Разные виды прибыли отвечают на разные вопросы. Для всестороннего анализа бизнеса нужно просчитать все виды.
Для базового понимания хватит чистой прибыли. Если нужно копнуть поглубже и понять, как в целом живёт компания, тогда обращают внимание на балансовую прибыль. Когда речь заходит о максимальном качестве анализа бизнеса, считают валовую и операционную прибыль.
Разберём основные виды прибыли на примере условной сыроварни.
Валовая прибыль. Разница между выручкой от продажи и себестоимостью продукции. Это показатель рентабельности компании и эффективности производства — чем он выше, тем лучше. Помогает понять целесообразность продажи товаров и услуг.
- Валовая прибыль = выручка от продажи – себестоимость продукции
Разберём на примере. Сыроварня «Кот в сыре» тратит на производство (только на производство, не на управление и реализацию) 1 кг сыра 500 рублей, а продаёт его за 1200 рублей.
В августе сыроварня продала 10 кг сыра. Выручка от продажи составила 10 *1 200 = 12 000 рублей. На производство этого объёма компания потратила 10 х 500 = 5000 рублей. Валовая прибыль составила 12 000 – 5000 = 7000 рублей.
Операционная прибыль (или прибыль от продажи). Прибыль от основной деятельности компании без учёта себестоимости продукции, коммерческих и управленческих расходов.
- Операционная прибыль = валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы
Разберём на примере. На хранение 10 кг сыра компания тратит 500 рублей в месяц. Зарплата продавца — 15 000 рублей. Операционная прибыль составила 7000 – 500 – 15 000 = – 7500 рублей.
Очевидно, что текущая модель неэффективна: придётся увеличивать продажи, отказываться от услуг продавца, удешевлять производство или повышать розничную стоимость.
Если бы «Кот в сыре» продал 30 кг сыра, тогда операционная прибыль составила бы 4500 рублей.
Балансовая прибыль (или прибыль до налогообложения). Прибыль (или убыток) от всей деятельности компании за вычетом прочих расходов. Как правило, определяется за год.
- Балансовая прибыль = все доходы компании – расходы от основной деятельности компании – прочие расходы
Разберём на примере. Сыроварня за месяц получила 54 000 рублей от продажи 45 кг сыра и ещё 20 000 рублей ей выплатили как компенсацию за незаконное использование товарного знака «Кот в сыре». Продажа сыра — это основной доход, компенсация — прочий. Расходы от основной деятельности — 17 250 рублей на производство, хранение и реализацию сыра. Прочие расходы — судебные издержки (5000 рублей). Балансовая прибыль составила 74 000 – 17 250 – 5000 = 51 750 рублей.
Чистая прибыль. Это всё, что осталось после уплаты обязательных расходов. Такой вид прибыли показывает инвесторам перспективы от вложения средств.
- Чистая прибыль = операционная прибыль – уплаченные налоги
Разберём на примере. «Кот в сыре» за сентябрь всё же продал 30 кг сыра. Доход совпал с выручкой и составил 36 000 рублей. Операционная прибыль = 4500 рублей. С неё ещё нужно заплатить налог на прибыль — 20% от дохода, то есть 900 рублей. Чистая прибыль = 4500 – 900 = 3600 рублей.
Нераспределённая прибыль. Прибыль, которую не распределили между учредителями.
- Нераспределённая прибыль = чистая прибыль – дивиденды
Разберём на примере. Для «Кота в сыре» нераспределённой прибылью будет то, что останется после распределения чистой прибыли между учредителями.
Как проанализировать прибыль
Понятно, что если прибыль становится убытком, дела компании идут плохо. Но бывает такое, что у организации есть деньги, но на развитие и масштабирование их не хватает. В таких случаях для принятия управленческих решений прибыль нужно анализировать глубже. Есть три способа сделать это:
Горизонтальный анализ
В этом случае прибыль анализируют по времени — например, в сравнении с прибылью за аналогичный период в прошлом году, или изучают в помесячной динамике. При таком способе вы вовремя заметите падение прибыли и сможете принять меры, чтобы дойти хотя бы до уровня прошлого года.
Вертикальный анализ
Анализируем структуру выручки: сколько мы тратим на себестоимость товара, зарплату, кредиты и другие обязательные расходы — и сколько остаётся чистой прибыли.
Может быть такое, что в августе 2021 года чистая прибыль составила 200 000 рублей, это 10% от выручки. А в сентябре 2021 года чистая прибыль уже 400 000 рублей, но это 5% от выручки. Тогда разбираемся, почему так получилось: может быть, мы стали слишком много тратить на логистику или выросла продажа товаров с низкой валовой прибылью.
Конкурентный анализ
Для развития бизнеса важно сравнивать свои показатели с конкурентными. Как правило, обращают внимание на операционную прибыль. Самый «чистый» способ узнать показатели конкурентов — статистика Росстата по отраслям или консультации финансовых специалистов.
Советы предпринимателям
- Научитесь считать. Вы можете не знать досконально метрики бизнеса и делегировать их подсчёты бухгалтеру, но в основных финансовых показателях нужно разбираться, чтобы понимать, куда дальше вести этот корабль.
- Когда считаете прибыль, учитывайте не только живые деньги, но и долги клиентов и ваши долги. Это называется «метод начисления».
- Первую прибыль лучше полностью вкладывать в бизнес, а не уезжать на радостях на море, иначе есть риск потом сидеть на хлебе и воде.
- Не начинайте бизнес с огромной линейки товаров — уйдёте в убыток. Начните с нескольких высокомаржинальных позиций.