Что такое себестоимость. Объясняем простыми словами
Себестоимость — сумма расходов на производство и реализацию товара или услуги.
Чтобы посчитать себестоимость, нужно учесть все расходы, связанные с производством и продажей продукции:
- сырьё и материалы;
- техника и оборудование;
- топливо и электроэнергия;
- аренда и обслуживание производственных помещений;
- оплата услуг сотрудников и налоговые отчисления;
- убытки от брака;
- расходы, связанные с хранением и реализацией товара;
- и др.
Для каждой компании этот список расходов будет индивидуален, потому что разные товары и услуги предполагают разные технологические процессы (например, производство смартфона и оказание маникюрных услуг).
Себестоимость — важный показатель, который влияет на ценообразование.
Пример употребления на «Секрете»:
«Если себестоимость продукта полностью формируется в валюте, а бизнес строится на покупке и продаже зарубежных товаров, то ответ очевиден — компании вынуждены поднять цены в соответствии с ростом курса доллара. Конечно, они могут сдержать рост за счёт своей маржи, но это очень небольшое пространство для манёвра».
(Основатель и генеральный директор компании «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков — о том, как и когда поднимать цены.)
Нюансы
Даже для одного товара себестоимость нельзя рассчитать раз и навсегда, она может меняться. На неё влияет инфляция, курс валют, внедрение инновационных технологий и т. д. Снижение себестоимости является одним из способов увеличения прибыли и повышения рентабельности предприятия. Но злоупотребление этим может негативно сказаться на качестве продукции — со всеми вытекающими отсюда проблемами.
Факт
До появления представлений о производственном учёте вещи и услуги, по сути, не имели стоимости, так как не существовало единого эталона, а сделки осуществлялись путём обмена, основанного на субъективных ощущениях ценности предметов обмена.
Статью проверил:
Евгений Кобзев, сооснователь бухгалтерского сервиса «Кнопка»