«Если будем бастовать, может, что-то изменится». Бортпроводница рассказала о порядках в «Аэрофлоте»
В мировом рейтинге лучших работодателей мира, который ежегодно публикует американский Forbes, всего пять компаний из России. Среди них — сейчас вы удивитесь! — «Аэрофлот», компания, в которой, как недавно выяснилось, работникам запрещают пользоваться мобильными телефонами, есть на рабочем месте и курить. Недовольных и «нелояльных» лишают льготных билетов. Бортпроводница авиакомпании на условиях анонимности рассказала «Секрету» об этих и других абсурдных запретах и объяснила, почему сотрудники не решаются протестовать.
О запрете электронных устройств
Про телефоны это новшество. Буквально в конце прошлой недели вышла бумага. В офисах мобильными телефонами пользоваться нельзя. Можно только большому начальству, так как им по работе типа надо.
Чтобы вы понимали: у нас несколько офисов, конкретно меня касается тот, который недалеко от Шереметьева. Там находится служба бортпроводников, бухгалтерия, отдел кадров, паспортный стол, военный отдел и ещё куча всего. Понятно, что есть люди, которые там постоянно работают, с понедельника по пятницу. А есть мы, кто туда приходит по необходимости или по вызову, редко. Сидишь там долго, обычно заняться особенно нечем, вот и залипаешь в телефоне. И можно было бы подумать, что мы все просто обиделись, что нас лишили развлечения, но у этой ситуации есть более серьёзные последствия.
У каждого бортпроводника есть инструктор (они и летают иногда, и в офисе работают, и в аэропорту дежурят). Если случается проблемная ситуация, ты должен тут же позвонить инструктору, проинформировать его, потому что он может сразу начать решать эту проблему. Раньше могло помешать только то, что инструктор в рейсе, а сейчас получается, что он почти всегда недоступен.
И это ещё не всё. У нас есть самый важный документ — руководство бортпроводника, где прописаны все аспекты нашей работы, все стандарты. Его нужно иметь при себе. В печатном виде это двухтомник. Нам официально разрешили использовать электронную версию, загруженную в телефон. А теперь получается, когда идёшь в офис, нужно двухтомник тащить?
Пока ещё никто телефоны ни у кого не отбирает, мы их никуда не сдаём. Новое правило придумали, а как его выполнять — не продумали. Это нормально для «Аэрофлота». Наверное, надеются на камеры и на стукачество (оно у нас реально процветает).
О дресс-коде
Тоже вышел новый документ. Раньше говорили, что нужно ходить в офис в «офисном стиле». Но опять же те, кто там постоянно работает, в основном так и ходили. Мы же могли себе позволить прийти в джинсах — главное, чтобы они были без дырок. Не ходили в мини-юбках, с оголёнными животами и т. п. Всё было в пределах разумного, никто и не придирался. Сейчас всё совсем строго. Должен быть брючный или юбочный классический костюм с блузкой или водолазкой. Желательно тёмный низ и светлый верх.
О питании в офисе
«Аэрофлот» — сплошная показуха для пассажиров и издевательства над работниками. Наши права всё больше ущемляют, а наши обязанности возрастают. Никто тебя и слушать не будет, диалога нет, у тебя нет права голоса. Для тех же самых офисных работников сделали регламентированные перерывы в работе. Два по 15 минут плюс обед с 13:00 до 13:30.
А офис у нас — огромное шестиэтажное здание с огромным количеством работников. Столовая маленькая, примерно на 20 столов. Плюс ещё два кафе столов на 10. И всё, никого не волнует, что все работники просто не поместятся туда и не успеют отстоять в огромной очереди. А нигде, кроме столовых, есть нельзя. За чайник в офисе могут сделать выговор. Несколько выговоров — увольнение...
О лишении льгот
Запретили пользоваться льготными билетами декретникам (тем, кто больше года сидит), при длительном больничном, в обычном отпуске. Даже тем, кого списали на время по состоянию здоровья. Не только работник не может пользоваться этими билетами, но и его родственники.
О проверках
У нас иногда проводят проверки на предмет выноса имущества авиакомпании с борта самолёта. Мы все, конечно, понимаем, что вынос с борта — нарушение. Но доходит до смешного. У людей отбирают всё, где есть символика «Аэрофлота». Вплоть до косметичек и даже ручек. И никого не волнует, что ручка тебе нужна в работе. Даже больше, никого не волнует, что это может быть твоя личная ручка, что ты летал пассажиром и тебе дали дорожный набор, в котором была эта ручка. Всё отбирают и выкидывают.
О запрете курения
Сначала запретили курить, если на тебе форма. Потом запретили курить на территории офиса. Теперь запретили курить и за территорией. Видимо, это такая борьба за здоровый образ жизни.
О настроениях в компании
Между собой мы все возмущаемся. А связь с начальством у нас не налажена. Они только руководят. Меня конкретно ничего из этого пока не коснулось. Если коснётся, буду спорить. Правда, просто спорить, наверное, бесполезно. Нужно подавать в суд.
Людей, которые не работают в «Аэрофлоте», всё это, наверное, не сильно волнует. Никто не будет раздувать из этого трагедии. Не перестанут люди покупать билеты. Не перестанут компании давать всякие премии.
Не думаю, что такие проблемы можно решить извне — нужно нам самим действовать. Причём масштабно. Поодиночке каждый из нас — разменная монета. Десяток человек выкинут, новых наймут. А вот если сотнями будем бастовать, если в суд начнём подавать, тогда, может, и изменится что-то.
О планах
Сейчас ждём какой-то точки невозврата. Когда будет понятно, что всё — дальше так нельзя. Помимо всех этих минусов у «Аэрофлота» ведь есть много плюсов по сравнению с другими компаниями. Наши льготные билеты, большой отпуск, хорошо оплачиваемый декрет, премии. И уверенность, что компания не развалится, как «Трансаэро» или «ВИМ-Авиа», так как у нас есть государственная поддержка.
У «Секрета фирмы» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!