secretmag.ru
Потребление13 мин.

Через пень-колоду и известные маркетплейсы. Как теперь заказать товары из-за рубежа и не разориться

Как теперь заказывать товары из-за рубежа в Россию: 5 доступных способов и их особенности

Запасы витаминов заканчиваются, любимые уходовые и косметические средства тоже не вечны, да и для дома очень много покупали в IKEA и Zara Home, а теперь неясно, где всё это брать. Особенно если нет иностранной карты и друзей за границей, готовых всё купить и отправить почтой. И всё же покупать привычные товары из-за рубежа можно даже сейчас — только это стало задачкой для тех, кто любит увлекательные квесты. «Секрет фирмы» с юристами и представителями сервисов доставки разбирался, как сегодня делать заказы из-за рубежа в Россию, чтобы получить оригинальный товар и не выбросить деньги.

Покупка товаров из-за рубежа на маркетплейсах с прямой доставкой в Россию

  • Где заказывать: Ozon Global, USmall.
  • Как платить: российскими картами.

Самый простой путь для тех, кто хочет максимум гарантий и минимум рисков, — заказ через USmall или Ozon Global (подразделение Ozon с иностранными продавцами). В общих чертах взаимодействие с ними для покупателя такое же, как с российскими интернет-магазинами: заказ на сайте с «витриной» и удобным каталогом для поиска, доставка до пунктов выдачи.

Главный минус этого способа — ограниченный выбор. Он постепенно расширяется.

Покупка товаров из-за рубежа: Ozon Global

© Коллаж: «Секрет фирмы»

Ozon Global

Здесь ассортимент товаров из-за рубежа широкий, а доставка идёт из Турции, Китая, Беларуси и Казахстана.

Многие популярные товары вроде LEGO купить можно, и даже по более привлекательным ценам, чем в России. Сроки доставки зависят от конкретного продавца: можно ждать 3 недели, а можно и 1,5 месяца.

Процесс заказа и оплаты такой же, как на обычном Ozon: и каталог выглядит аналогично, и платить можно через Ozon Card для дополнительной скидки, и с поддержкой связываться стандартным способом. Меняется только страна продавца, и добавляется необходимость предоставить ИНН — чтобы товар прошёл таможню.

Проблема Ozon Global (и маркетплейсов в целом) — в рисках попасть на недобросовестного продавца, который пришлёт подделку. Например, есть риск купить неоригинальный LEGO у продавца из Китая.

Какие-то подделки легко определить по слишком низкой цене, как Apple Watch за 9000 рублей, а какие-то будут стоить чуть дешевле оригинала, и всё становится сложнее.

Поэтому стоит не только изучать отзывы (и лучше с фото и видео) на товар, но и тщательно проверять его при получении. Выясните характерные черты оригинала и сверяйте товар по ним.

Покупка зарубежных товаров через маркетплейсы безопаснее прочих вариантов, потому что продавцы должны соблюдать все требования платформы, в том числе и положения Закона о защите прав потребителей.

Оксана Васильева
к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Покупка товаров из-за рубежа: USmall

© Коллаж: «Секрет фирмы»

USmall

Маркетплейс принадлежит Shopfans (один из крупнейших сервисов-байеров, о нём позже) и доставляет только из США, но зато здесь можно найти и БАДы с iHerb, и бренды вроде Ralph Lauren или Juicy Couture, чьи поставки в Россию сильно сократились. Кроме того, доступен выбор товаров по магазину: например, можно сделать заказ из Macy’s или 6pm.

Сроки доставки зависят от скорости прохождения таможни.

Заказ и оплата происходят так же, как и в любом интернет-магазине: выбирайте товары, складывайте в корзину, оплачивайте и ждите.

В течение семи дней после получения дефектный товар — не того цвета или размера, с браком — можно вернуть. Деньги придут обратно на карту. А вот отменить заказ, который находится в пути, или просто не понравился покупателю, не получится.

Заказ из-за рубежа через сервисы российских логистических компаний

  • Где заказывать: CDEK.Shopping (СДЭК), BXBox (Boxberry).
  • Как платить: российскими картами.

У СДЭК и Boxberry есть свои сервисы для покупки товаров из-за рубежа. В общих чертах работают они одинаково: партнёры приобретают товар в иностранном магазине, передают на платформу (СДЭК или Boxberry) и она организует доставку до конечного клиента. Но при этом СДЭК развивает более привычный многим покупателям формат маркетплейса, а Boxberry пошёл по пути классического сервиса-байера.

Главный минус этого способа — долгая доставка, которая может затянуться на месяцы. Всё зависит от того, какими путями будет лететь посылка, как быстро произойдёт выкуп, как долго её продержит таможня.

Покупка товаров из-за рубежа:

© Коллаж: «Секрет фирмы»

CDEK Shopping

Сейчас на платформе есть товары из 15 стран, включая США, ОАЭ, Кореею, Японию, Китай и страны ЕС. Есть и электроника, и витамины с БАДами (напрямую с iHerb), и обувь с одеждой, и даже мебель.

Рядом с каждым товаром в карточке указано, из какой страны он идёт. Поэтому, например, можно выбрать, откуда купить айфон — из ОАЭ или из Японии.

В стоимость уже включены цена доставки и таможенного оформления, ничего доплачивать не придётся. Заказ привозит курьер и отдаёт лично в руки по паспорту.

Также у СДЭК есть опция CDEK Forward: если вы что-то не нашли на сайте, можете обратиться к специалистам и попросить поискать в магазинах. Например, найти обувь в условном Macy’s и заказать её.

Только придётся заняться занимательной математикой и посчитать, какая сумма добавится к изначальной цене: комиссия СДЭК, налог штата (если это США), доставка до СДЭК за рубежом, таможенная пошлина, цена перевозки (зависит от веса и габаритов посылки).

СДЭК не советует заказывать больше четырёх однотипных товаров из-за рубежа сразу, а также оформлять такие посылки (с однотипным содержимым) не чаще одного раза в полгода. Иначе таможня воспримет это как коммерческую партию

Покупка товаров из-за рубежа:

© Коллаж: «Секрет фирмы»

BXBox

Сервис от Boxberry работает как байер-платформа. Выбираете товары в любом интересующем вас зарубежном интернет-магазине, но вместо адреса доставки указываете адрес склада BXBox — в США, Германии, Турции и Индии.

Выкупить товар можно самостоятельно (иностранной картой) или через дополнительный сервис BXBox: понадобится заполнить специальную форму, дать ссылку на корзину или перечислить все приобретаемые товары. А если не понимаете, где достать нужный товар, напишите в поддержку.

Отслеживать заказ можно в интернет-магазине (при самостоятельном выкупе) или в Boxberry. Доставка после оплаты занимает от 7 до 16 дней в среднем. За свои услуги BXBox берёт 10% от суммы заказа, но не меньше 1000 рублей. К этому добавляется стоимость доставки в Россию.

В специальном разделе на BXBox перечислены ограничения на заказ из-за рубежа.

Например, склад Турции примет только посылки в рамках страны. Видеокарты совсем нельзя купить, а обувь, одежда и сумки из США и ЕС не должны быть дороже $300 и €300 соответственно. Есть и региональные ограничения по товарам: например, ткани и пряжу из шерсти из США заказать не получится, и так далее.

Внимательно изучайте ограничения и уточняйте спорные вопросы в поддержке.

Покупка товаров из-за рубежа:

© Коллаж: «Секрет фирмы»

Покупка через маркетплейсы из Китая

  • Где заказывать: Aliexpress, Joom.
  • Как платить: российскими картами.

Из зарубежных маркетплейсов стабильно продолжают принимать заказы у российских покупателей сейчас только китайские. Правда, у Aliexpress доступна именно российская платформа, а не глобальная. Но для конечного пользователя мало что поменялось: выбор товаров такой же широкий, как на глобальном Aliexpress, доставка всё такая же долгая.

Оплата российскими картами доступна, но на Aliexpress теперь это единственный способ оплаты: веб-кошельки использовать уже не получится. С Joom аналогично, только там есть ещё внутренние баллы, которыми можно рассчитаться.

Зато получать товар из-за рубежа с Aliexpress можно не только на почте, но и в пунктах выдачи. А с Joom — в «Пятёрочках».

Главный минус Aliexpress и Joom — заказать получится в основном китайские товары. Найти здесь оригинальные БАДы с iHerb, например, не выйдет.

Покупка товаров из-за рубежа:

© Коллаж: «Секрет фирмы»

Покупки за рубежом через сервисы-байеры

  • Кто: «Бандеролька» (Qwintry), Shopfans, Shopotam.
  • Чем платить: российскими или зарубежными картами.

Эти сервисы много лет помогают делать заказы из-за рубежа в тех магазинах, которые не доставляют в Россию.

Принцип их работы простой: после регистрации на сайте пользователь получает адрес склада, на который может заказывать нужные товары. Дальше нужно стандартно оплатить покупку в интернет-магазине и дождаться, пока посылка придёт на склад, а оттуда сервис-посредник отправит её в Россию. Из-за такого принципа работы сервисы называются «мейлфорвардеры» — переотправители посылок, если проще.

Поскольку сейчас оплатить напрямую интернет-магазину (условному Macy’s) могут только обладатели иностранных карт, у некоторых сервисов появилась опция выкупа. Покупатель переводит им с российской карты, а они уже рассчитываются с интернет-магазином. Пока из крупных и проверенных годами сервисов россиянам остаются доступны «Бандеролька», Shopfans, Shopotam.

В основном они заказывают из США и некоторых стран Европы, поэтому через них можно купить брендовую одежду и обувь, косметику, товары для дома, БАДы с того же iHerb. К цене в каталоге надо добавить стоимость доставки (прописана там же или уже на этапе оплаты), сумму таможенной пошлины.

Комиссия сервиса обычно уже заложена в цену.

Прежде чем оформить заказ, нужно ознакомиться с пользовательским соглашением или условиями использования, размещёнными на сайте посредника. Там будут содержаться положения о доставке, приёмке, возврате, обмене и прочее. Также нельзя пренебрегать отзывами, размещёнными покупателями, уже сотрудничавшими с посредником.

Алина Парфёнова
юрист ЮК «Варшавский и партнёры»

Кроме этого опрошенные «Секретом» эксперты советуют обращать внимание на наличие опции страховки у мейлфорвардера: если застрахованная посылка повредится или потеряется в пути, то покупатель получит компенсацию. Полезной будет и опция проверки товаров на складе: так риск получить бракованную или просто не ту вещь, стремится к нулю.

Главный минус мейлфорвардеров — дополнительные наценки (доставка, комиссия, таможня), которые сложно быстро и точно высчитать. Также ожидание может быть очень долгим, поскольку сильно зависит от длины логистической цепочки и от таможни.

Заказ из-за рубежа через частных байеров

  • Где заказывать: обычные люди, которых надо искать на «Авито», «Юле», в Telegram, в социальных сетях.
  • Как платить: российскими картами, переводами по СБП.

Люди, помогающие с покупками товаров из-за рубежа, — это в основном те, кто постоянно живёт в Европе или США (другие страны — реже), либо часто туда летает. Они выкупают товар в онлайн-режиме или делают заказы с доставкой на свой иностранный адрес, после чего рассылают конечным покупателям.

Плюс такого варианта — цена: она часто ниже, чем у сервисов-посредников. Точный процент комиссии зависит от конкретного человека. Кроме того, если это фэшен-байеры, они часто делают покупки в аутлетах, и при большой удаче можно не только получить заветную сумку или джинсы, но ещё и очень серьёзно сэкономить. Даже с учётом комиссии байера и доставки.

При этом работа частных байеров никак не регулируется, в лучшем случае они зарегистрированы как ИП, а в худшем — трудятся на добровольных началах. Поэтому есть высокий риск нарваться на мошенников, которые заберут деньги и растворятся.

Обычно оплата заказа происходит простым переводом через онлайн-банк, поэтому в случае мошенничества оспорить транзакцию и как-то вернуть деньги практически невозможно.

Обезопасить себя от мошенников очень сложно. Здесь, как и с параллельным и серым импортом, нужно смотреть на цены и наценки и сравнивать их с предложениями уважаемых площадок. Если эти показатели ниже, стоит насторожиться: велик риск заплатить деньги и получить либо товар не того качества, что предполагается, либо реплику.

Михаил Хачатурян
к. э. н., доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Кроме того, возвраты при таком заказе не предусмотрены. Никаких примеров и обменов нет. Система такая же, как если попросите друга или коллегу что-то привезти из путешествия.

Главный минус покупок через байеров — риск нарваться на мошенников. Могут ничего не прислать, могут отправить «паль» (подделку). А возврат сделать очень трудно, особенно если это частное лицо, просто забежавшее по просьбе клиентов в аутлет. Так же, как и в случае с мейлфорвардерами, сложно точно понять суммы доставки до обсуждения с байером.

Как платить за товары из-за рубежа

Почти все перечисленные выше варианты заказа доступны для оплаты российской картой. Основная проблема может возникнуть с сервисами-посредниками или частными байерами. Если слетать в дружественную Армению или Беларусь для оформления работающей за рубежом Visa или MasterCard не получится, есть другие варианты. Правда, рискованные.

Виртуальные карты

Их выпускают несколько зарубежных компаний: PST, Cryptopay, Pyypl. Точная схема оформления виртуальной карты зависит от сервиса. Обычно нужно зарегистрироваться на сайте или в приложении — через e-mail, Google-аккаунт или по номеру телефона. Дальше вы выпускаете карту и пополняете счёт, чтобы активировать её. Некоторые карты можно привязать к Apple Pay или Google Pay.

Минусы:

  • Высокие комиссии. Во-первых, дорогое обслуживание: например, у PST ежемесячно надо платить $16. Во-вторых, немалые комиссии за пополнение — у того же PST это 8%.
  • Пополнение в основном доступно через криптовалюту, хотя некоторые сервисы принимают деньги с российских банковских карт.
  • Поскольку сервисы зарубежные, их может постичь судьба PayPal и Binance — откажутся работать с россиянами. Держать крупные суммы на таких картах не стоит.

Удалённое оформление иностранной карты

Такую услугу сейчас предлагают, например, некоторые телеграм-каналы: MyReloc, или онлайн-сервисы TravelAsk, Cardlist. Они оформляют банковскую карту в основном в Беларуси, Казахстане или Кыргызстане и доставляют курьером в Россию конечному клиенту. Предоставить надо только скан внутреннего российского паспорта — всё остальное сервис сделает сам.

Минусы:

  • Оформление недешёвое: например, две именные карты от Travel Ask (делают в Беларуси, для переводов нужна «Белкарт», поэтому две, а не одна) с трёхлетним обслуживанием, SIM-картой и курьерской доставкой стоят 22 000 рублей. Но для жителей регионов может быть выгодно: полёт до Минска им выйдет дороже.
  • Количество банков, готовых оформлять карту удалённо, сокращается. В апреле 2023 года MyReloc сообщал, что в Киргизии последний банк, где можно было официально открыть счёт, приостановил дистанционное открытие. А Freedom bank (самый популярный) теперь выдаёт только неименные карты.
  • Есть высокий риск попасть на мошенников, которые просто заберут скан паспорта и деньги и пропадут.

Как пишут люди, которые пользовались услугами таких сервисов, Travel Ask работает с белорусским банком Zepter, карты именные, премиальные, без ограничений на платежи, с начислением процентов на остаток. Валюту — евро или доллары — можно выбрать при заказе. Оформление занимает 7емь дней, к этому надо прибавить доставку.

Ограничения на ввоз зарубежных покупок

При заказе товаров из-за рубежа нужно помнить про два момента:

  • Таможенная пошлина. С 31 марта 2022 года до 31 сентября 2023 года её придётся платить за посылки дороже €1000 и тяжелее 31 кг. Размер пошлины — 15% от суммы превышения лимита и €2 за каждый килограмм лишнего веса. Платить будете вы — не сервис-посредник.

  • Ограничения на экспорт в Россию — из ЕС и США. Касаются многих категорий товаров. Нельзя ввозить одежду, обувь и многое другое дороже $300 за единицу.

Список ограничений огромный: в феврале 2023 года он пополнился, например, смартфонами дороже $300. Но в большинстве случаев посредники всё же находят способ обойти эти санкции и привезти и условный айфон, который давно дороже $300.

Как вернуть товар из-за рубежа

Главная проблема большинства способов заказа из-за рубежа — возврат. На маркетплейсах всё относительно просто: не подошёл товар или не понравился — отказываетесь при получении и дожидаетесь, когда деньги придут обратно на карту. С сервисами-посредниками («Бандеролька», BXBox, CDEK.Shopping) и с байерами всё сложнее.

Поскольку это не магазины, а именно посредники, они работают почти так же, как условный друг или коллега, поехавший в отпуск и купивший там какую-то вещь для вас. Приобрели, рассчитались, отправили. Вернуть в магазин товар, потому что у него в реальности оказался не такой красивый цвет или вы просто передумали, уже не получится.

Предельный срок, как поясняют опрошенные «Секретом» эксперты, для возврата обычно составляет 30 дней, и порой именно столько занимает доставка от условного американского магазина до такого же условного новосибирского пункта выдачи.

Вы имеете право вернуть товар, который не подошёл, если срок возврата позволяет и магазин принимает возвраты. Для возвратов у нас есть услуга экспорта товаров. Благодаря ей можно отправить посылку в США, ЕС и практически любую другую страну мира. Мы рекомендуем ознакомиться с политикой возврата конкретного магазина ещё до заказа. Вы всегда можете уточнить эти условия у байера или специалиста поддержки.

Алина Зорина
руководитель проекта BXBox, BXB by Boxberry

Брак — единственный железный аргумент для возврата у большинства сервисов, доставляющих зарубежные товары. Как поясняют опрошенные «Секретом» юристы и подтверждает Роспотребнадзор, закон «О защите прав потребителей» действует и в отношении зарубежных покупок — если сайт ориентирован на Россию, есть расчёты в рублях, через российский банк или другую кредитную организацию и так далее. Так что требовать возврат по браку можно и нужно.

При возникновении подобной ситуации следует обратиться в службу поддержки и урегулировать спор мирно. Если поставщик отказывается возвращать деньги или заменять товар на надлежащий, сначала следует направить претензию на имя руководителя организации. Если заявленные требования не удовлетворены, стоит обращаться в суд. Стоит иметь в виду, что, по общему правилу, возврату подлежат только деньги, уплаченные именно за товар, а не за доставку.

Оксана Васильева
к. ю. н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Также сервисы обязаны вернуть деньги, если прислали не тот товар: например, кроссовки 42-го размера вместо 43-го размера. А также если при пересылке повредили товар — за это посредник несёт ответственность.

Опрошенные «Секретом» юристы рекомендуют внимательно читать пользовательское соглашение посредника, а лучше — напрямую уточнять у посредника все нюансы возврата товаров из-за рубежа.

Посредник работает по законам как покупателя, так и продавца, и в стране продавца может быть вообще не предусмотрен возврат товара надлежащего качества. Также важно соблюсти правила посредника о фиксации недостатков и брака. Если не успеть в срок или не надлежаще заполнить документы, то можно нарваться на отказ в возврате.

Алина Парфёнова
юрист ЮК «Варшавский и партнёры»

Большую часть привычных товаров из-за рубежа сейчас всё же можно достать — есть мейлфорвардеры, частные байеры, маркетплейсы с прямой доставкой и другие пути. Даже отсутствие иностранной карты не создаёт огромной проблемы.

Однако придётся запасаться терпением: доставка порой занимает месяцы. А также внимательно выбирать сервис-посредника и сам товар — из-за сложностей с возвратом.