Карты не принимаем. Когда у вас могут требовать оплату только наличкой или переводом
Кто выбирает, как оплачивать
Покупатель, а не продавец. В качестве примера возьмём посещение кафе.
«Посетители в заведении обязаны оплатить счёт, при этом форму платежа они выбирают самостоятельно в пределах предусмотренных законом расчётов. Посетитель является потребителем, а значит именно на продавце лежит обязанность обеспечить возможность оплаты, в том числе посредством национальной платёжной системы», — рассказывает партнёр компании ProLegals Елена Кравцова.
О том, как именно можно оплатить счёт, посетителю должны сообщить до того, как ему окажут услугу. То есть просто ставить вас перед фактом продавец не может.
Когда продавец может отказать в оплате банковской картой
Почти никогда. С 1 июля 2021 года терминалы для безналичной оплаты должны иметь все компании с выручкой за предыдущий год свыше 20 млн рублей, рассказывает адвокат, руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин.
Отказать клиенту в безналичной оплате продавец может в двух случаях, отмечает партнёр юридической компании «Генезис» Василий Сосновский. К ним относятся:
- годовая выручка менее 5 млн рублей (это не распространяется на маркетплейсы и поставщиков услуг);
- расположение компании в месте без доступа к интернету (например, подвальное помещение без Wi-Fi).
Что делать, если не можешь оплатить по QR-коду
Распространённая ситуация: заплатить предлагают через Систему быстрых платежей по специальному QR-коду. Такая опция начала набирать популярность в 2022 году, когда в России отключили оплату через Apple Pay и Samsung Pay.
«С 1 октября 2021 года банки обязаны обеспечить QR-кодами предпринимателей для оплаты безналичным путём. Поэтому, если вы не можете оплатить услугу наличными, попросите предоставить вам QR-код для оплаты безналичным путём», — добавил адвокат, руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин.
Вот только не всегда это удобно: помешать может лимит по месячной сумме переводов (в разных банках она может отличаться) или банально сломанная камера смартфона. В таком случае выход тот же — требовать оплаты другим удобным способом в рамках закона.
Куда жаловаться и что будет
«При возникновении проблем потребитель должен сначала подать жалобу, а предприниматель обязан в разумные сроки рассмотреть её, устранить нарушения и предоставить письменный ответ. В случае отсутствия реакции потребителя можно обратиться в Роспотребнадзор», — подчёркивает Василий Сосновский из «Генезиса».
Если вы пожалуетесь в ведомство, то нерадивый продавец может нарваться на штраф:
- от 15 000 до 30 000 рублей для должностных лиц;
- от 30 000 до 50 000 рублей для юридических лиц.
Помимо этого, Роспотребнадзор вполне может провести внеплановую проверку продавца — и выявить другие нарушения закона.