Что будет, если торговать мерчем с именем знаменитости? Разбираем на примере Гагарина
Зачем регистрировать товарный знак
Согласно российским законам, граждане могут пользоваться в коммерческих целях любыми обозначениями, включая имена и фамилии. Но при одном условии: они не должны дублировать уже зарегистрированные товарные знаки и коммерческие обозначения.
«Бизнес, как правило, стремится зарегистрировать успешный и узнаваемый бренд — это даёт ему преимущество перед конкурентами. Регистрация обозначения в качестве товарного знака определённым правообладателем налагает ограничение на всех остальных граждан и компании: они не могут использовать данное или схожее обозначение без согласия правообладателя», — пояснил Огородников.
Какие товарные знаки нельзя зарегистрировать без разрешения
Имена или псевдонимы известных людей, их портреты или факсимиле нельзя зарегистрировать как товарный знак без согласия этого лица или его наследника, отметил юрист.
«Это сделано с целью не допустить как оскорбления или унижения конкретного лица или памяти о нем (например, если бренд используется в неэтичных или нежелательных для этого лица целях), так и с целью недопущения использования популярного имени лицами, не имеющими к нему отношения», — пояснил собеседник «Секрета».
Что будет, если использовать бренд «Гагарин» (или любой другой) без спроса
В случае Гагариным, как, впрочем, и с любым другим известным человеком, ситуация двоякая. С одной стороны, без согласия наследников зарегистрировать бренд нельзя. С другой, легально пресечь использование имени в коммерческих целях почти невозможно.
«Вероятно, именно это и побудило дочь Юрия Гагарина зарегистрировать знаменитую фамилию отца в качестве товарного знака самостоятельно. Теперь любая продукция, помеченная именем "Гагарин" или производным от него обозначением без разрешения его дочери, должна быть изъята из продажи, также нарушитель будет обязан возместить убытки или выплатить компенсацию, которая может составлять от 10 000 до 5 млн рублей», — заключил юрист.
Дочь Гагарина зарегистрировала товарный знак «Юрий Гагарин» в трёх классах международной классификации товаров, которые охватывают около 1000 наименований. Ограничения распространяются в том числе на одежду, обувь, головные уборы, смартфоны, планшеты, 3D-очки, видеокамеры и многое другое.