secretmag.ru
Мнения

«Секс — это тяжело». Как Татьяна Дмитриева делает бизнес на кабаре и секспросвете

По крайней мере она пытается

C 2015 года просветительский проект Sexprosvet 18+ регулярно проводит научно-популярные конференции и круглые столы о сексе. На них выступают разные специалисты, от искусствоведов до клинических психологов. Они рассказывают о телесности в искусстве, литературе, рекламе и разбирают практические вопросы — например, о том, как предохраняться и говорить о сексе со своим партнёром. На одной из лекций в 2017 году артистка бурлеска Анна Павлова рассказала о жанре своих выступлений, а затем вместе с соосновательницей Sexprosvet 18+ Татьяной Дмитриевой и артисткой Бланш де Моску (Blanche de Moscou) запустила бурлеск-шоу Ladies of Burlesque. «Секрет» поговорил с Дмитриевой о том, чем бурлеск отличается от стриптиза и почему в России так сложно заработать в сфере секса.

Как появился Sexprosvet 18+

У меня разнообразное резюме. Я работала учительницей французского языка в школе, занималась торговой недвижимостью, а в 2015 году мы вшестером с друзьями запустили проект Sexprosvet 18+. Бизнес-плана у нас не было, эта идея казалась безумной, было совсем непонятно, насколько это нужно людям. Мы решили попробовать организовать конференцию про секс и сексуальное просвещение в Москве в тестовом режиме, параллельно оставаясь на своих основных работах.

Первая конференция состоялась 15 ноября 2015 года. Лекции проходили в трёх залах, конференция началась в 13:00 и шла до вечера. Мы боялись, что будет низкий спрос, но 500 регистраций разлетелись за неделю. Регистрация была бесплатная из просветительских побуждений. Мы вложили свои деньги — около 20 000 рублей.

Татьяна Дмитриева (справа) и Аня Павлова

© Фото: Ольга Филонова

Следующее мероприятие провели весной. Я оставила работу и плотно занялась проектом после Нового года. Для некоторых ребят он был для удовольствия, поэтому постепенно наша команда из шести человек сокращалась, и сейчас из неё осталась только одна я. Мы не оформляли юридическое лицо, работаем через ИП.

Почему в России не заработать в сфере секса

Мы несколько раз отказывали некоторым компаниям, например, секс-шопам, которые предлагали нам сотрудничать на коммерческой основе. Мы предоставляем только научно подтверждённую информацию, а процент от продаж секс-игрушек подразумевает нашу заинтересованность в том, чтобы их много продалось. Для этого пришлось бы искажать информацию. Так что Sexprosvet 18+ не приносит дохода и не зарабатывает.

Ни один из способов монетизации, которые мы придумывали, не сработал. Работать в сфере секса очень тяжело, потому что есть стигматизация. Крупные бренды с деньгами, которые могли бы становиться нашими спонсорами, не хотят связываться. Слово «секс» до сих пор людей чуть-чуть пугает, что довольно странно. А рынок секс-шопов, производителей секс-игрушек и т. д. только развивается. Полуподвальных секс-шопов, к счастью, всё меньше, всё больше приятных, красивых, светлых шоу-румов, но их всё равно очень мало. На российском рынке секса довольно мало денег. Так что спонсоров для нашего проекта мы не нашли.

Но всё же иногда сотрудничество получается. «Инвитро» — самый позитивный пример: работа с сетью лабораторий позволяла нам держаться на плаву все эти годы. У них есть много линеек по профилактике и выявлению инфекций, передающихся преимущественно половым путём, они тоже заинтересованы в том, чтобы люди получали информацию и заботились о себе. Мы привлекали их специалистов, которые на наших мероприятиях рассказывали про инфекции, про анализы.

Как российские Диты фон Тиз сделали своё шоу

Полтора года назад на одной из наших конференций с лекцией выступала Анна Павлова, российская артистка бурлеска, звезда мирового уровня. Постоянно она живёт в Берлине. Бурлеск — это эротическое шоу. Анна на лекции рассказала про историю развития жанра, про его ценности, развитие этой культуры. Она захотела запустить собственное шоу, потому что в Москве красивых шоу мирового уровня нет. Sexprosvet 18+ её поддержал — так на нашей площадке появилось Ladies of Burlesque. Шоу довольно быстро стало развиваться самостоятельно. Но на сайте Sexprosvet 18+ до сих пор есть про него информация, репутационно это никого не смущает.

В Москве есть стриптиз-клуб Burlesque, и это очень усложняет нашу работу — люди сразу думают, что наше шоу связано со стриптизом. Вообще, бурлеск можно назвать двоюродным дедушкой стриптиза, между ними есть большая разница. Стриптиз — жанр, где женское тело объективируется для мужского удовольствия. Бурлеск — самостоятельный жанр искусства, в котором женщина — субъект, а не объект. Бурлеск всегда отличается наличием сюжета. Мы видим одну женщину на сцене, которая «рассказывает» какую-то историю и параллельно раздевается. Она никогда не раздевается до конца, это тоже по законам жанра не предусмотрено. Может даже, наоборот, одеваться. Аудитория — ещё одно отличие от стриптиза. У нас 80% зрителей — женщины, иногда они приводят своих мужчин. Это люди всех возрастов начиная с 18 лет.

Что происходит на бурлеск-шоу

Шоу строится из разных номеров, идёт два часа с антрактом, как спектакль. Сейчас мы работаем с 14 артистками. Кстати, у нас есть не только бурлеск, также выступает джазовая певица, кордебалет и конферансье. Шоу проходит только в ресторанах, где есть сцена со светом и звуком.

Продюсируем шоу мы втроём вместе с Анной Павловой и Бланш де Моску — артисткой бурлеска. Проводим его раз в сезон, четыре раза в год. Обычно шоу идёт два-три дня, в каждом спектакле около десяти номеров. Последнее шоу было в сентябре, ещё одно шоу будет в декабре, следующее — в марте. Мы обязательно сохраним эту сезонность больших шоу, но 14 февраля запустим ещё и барный формат: ты приходишь вечером выпить в какой-то приятный бар, и там за вечер выступают несколько артисток. Сейчас договариваемся с площадкой. В идеале такие шоу будут проходить раз в неделю.

В декабре у нас на шоу впервые появится бойлеск — это жанр бурлеска, в котором выступает мужчина. При этом мужчина может быть в роли женщины, а может и нет. Например, это может быть мужчина в костюме, который с типичной для бурлеска пластикой раздевается.

Почему и бурлеск не оказался золотой жилой

Раньше нам казалось, что Москва — богатый город и мы легко заработаем. Но выяснилось, что у шоу много расходов: гонорары артисток, аренда, гонорары технической команде — художнику по свету, звуковику, звукорежиссёру. Гонорары очень разные: можно найти артистку, которая станцует и за 5000 — 10 000 рублей, а есть те, кто просит 50 000 — 100 000 рублей. Иногда мы арендуем свет, если с ним проблемы на площадке. Сметы огромные. В среднем шоу обходится в 150 000 — 200 000 рублей. Ещё много непредвиденных затрат. На одно шоу нужно было оплатить дополнительный багаж артистки, потому что она везла голову волка. У нас получается выходить в ноль или совсем немного зарабатывать. Деньги в проект приходят с продажи билетов — в цену билета входит ужин. Обычно билет стоит 2000–5000 рублей.

Последние несколько месяцев мы принимаем заказы на корпоративы, девичники, свадьбы, дни рождения. У нас было уже несколько таких выступлений. Цена сильно зависит от того, кто заказывает и насколько сложный запрос у клиента. В среднем один номер стоит от 15 000 — 20 000 рублей.

Как на пути снова встали стереотипы

Мы иногда договариваемся о рекламе с блогерами и получаем очень интересный фидбэк. Если делаем рекламу в феминистской среде, получаем отзыв: «Господи, это же стриптиз, какой кошмар, нам это вообще неинтересно». Не от всех, конечно, но бывает такая реакция. А когда пытались таргетироваться на людей, которые ходят на стриптиз, они пишут: «О боже, все такие страшные, жирные и старые». Хотя мне самой кажется, что все девушки у нас конвенционально красивы и разнообразия не очень много.

С площадками для шоу часто бывают проблемы, нам много раз отказывали. «О боже, как вам не стыдно нам такое предлагать!» — говорили. Один раз площадка отменила мероприятие за несколько дней, потому что с нами договорился менеджер, а учредитель узнал, что на сцене женщины будут раздеваться, и запретил.

Мы хотели бы организовать тур, гастроли по России. Но, во-первых, будет сложно с площадками договариваться. Во-вторых, совершенно непонятно, готова ли аудитория воспринимать наш формат, потому что он не вписывается в стереотипы. Его даже в Москве не все воспринимают, хотя я не могу жаловаться — у нас абсолютно всегда полные залы.

Записала Дарья Кушнир

Фотография на обложке: Ladies of Burlesque

Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене».