secretmag.ru
Мнения

Кирилл Белков. Что выведет ивент-индустрию из тени

Уберизация корпоративов
“Уберизация” всего и вся делает смартфон незаменимым ассистентом (в 2015 году он умеет такое, для чего раньше требовался десяток специалистов). Маркетплейсы захватывают всё новые сферы бизнеса, и очередным завоеванием должна стать event-индустрия – этому рынку категорически не хватает заветных нескольких кнопок, которые снимают множество проблем во многих других сферах.

Уберизация всего и вся делает смартфон незаменимым ассистентом (в 2015 году он умеет такое, для чего раньше требовался десяток специалистов). Маркетплейсы захватывают всё новые сферы бизнеса, и очередным их завоеванием точно станет ивент-индустрия — этому рынку категорически не хватает заветных нескольких кнопок, которые снимают множество проблем во многих других сферах.

Накануне революции: пять проблем ивент-рынка

Отсутствие прозрачности. В ивент-индустрии и в помине нет прозрачной ценовой политики. Заказчик никогда не знает, сколько на самом деле стоят услуги, которые ему оказывают. Финальная цифра всегда включает работу посредников, чья накрутка нередко доходит до 50% реальной стоимости услуг. Хотя по идее ивент-агентства должны предоставлять смету всего, что заказано, клиент всегда разыгрывает роль слепого котёнка, которому пишут в документах всё, что хотят, — просто все делают это с разной степенью наглости. Ивент-менеджер — это не друг, а враг, который, оценив толщину вашего кошелька, непременно попытается раскрутить вас на максимальную сумму.

Стихийность. Заказчики мероприятий, которые не хотят связываться с ивент-агентствами, вынуждены действовать наугад. Нет никаких коммуникационных технологий, которые позволяли бы организовать мероприятие с такой же лёгкостью, с какой, например, люди по всему миру арендуют квартиры на Airbnb или заказывают такси в приложении Uber. Чтобы арендовать зал или заказать кейтеринг, вам придётся идти в Google или «Яндекс» и пробираться сквозь нагромождения рекламных объявлений агентств с ценами, взятыми с потолка. Скорее всего, покопавшись в этом мусоре, вы в конце концов махнёте на всё рукой и выберете первую попавшуюся компанию. Иногда, конечно, в таких ситуациях помогает сарафанное радио, но это опять же говорит только о том, что рынок в вопросе ценообразования глух и нем.

Технологическая отсталость. Механика работы ивент-агентств практически не менялась на протяжении последних двух десятков лет. В работе с клиентами не используются никакие современные технологии. Все организационные вопросы решаются исключительно в офлайновом режиме. Как узнают, кто из гостей предпочитает рыбу, а кто — мясо? В лучшем случае по старинке обзванивают каждого и спрашивают. Даже о возможностях TimePad знает далеко не каждый организатор. Тех, кто ими пользуется, понятно, ещё меньше.

Стандартизация форматов. Промоутерам пора бы уже перестать пускать пыль в глаза клиентам, обещая «индивидуальный подход» с «персональной концепцией». Честнее будет говорить так: если у вас свадьба, но нет миллиона рублей (для дня рождения — 500 000, детского праздника — 200 000 рублей), на что-то уникальное рассчитывать не следует. Речь может идти лишь о выборе одного из стандартных кейсов. Будет площадка, банкет, ведущий, визуальное оформление, артист-хедлайнер (если хватит денег), фото- и видеосопровождение. Всё, как у всех, но не более того.

Уход от налогов. «Парадокс в том, что ивент-рынок так и не стал сколько-либо структурированным: при обороте в $300 млн в год около 90% ивент-компаний пока ещё находятся в тени...» — это из статьи 2006 года о становлении российской индустрии организации мероприятий. Оборот с тех пор существенно вырос, но рынок при этом остаётся непроницаемо серым. В частном сегменте вопрос с налогами чаще всего решается расчётами кэшем. Конечно, если заказчик оплачивает услуги наличными, ивент-агентство, как и любое юридическое лицо, обязано применять кассовый аппарат, но только у подавляющего большинства участников рынка их в принципе нет. Что уж говорить о ведущих мероприятий, в чьих декларациях зачастую фигурируют цифры, бесконечно далёкие от реальности?

Что ивент-индустрии даст уберизация

Подобно другим сферам, которые уже прошли или прямо сейчас проходят автоматизацию, ивент-менеджмент скоро будет очищен от лишних посредников. Интернет-площадка для организации событий, устроенная как конструктор, даст клиенту чёткое понимание, из каких элементов он может собрать своё мероприятие при имеющемся в его распоряжении бюджете. Одновременно такая площадка решит и проблему прозрачности — как в части качества услуг (посредством публикации портфолио, отзывов и рейтингов), так и в части финансов. Поездки в офис агентства, многочисленные встречи, изучение каталогов — всё это давно пора заменить электронным документооборотом и общением в мессенджерах.

Изобретать велосипед не придётся. Это у нас, в России, ивент-бизнес напоминает тёмный лес, обитатели которого достигают своих целей интуитивно, а на Западе уберизация индустрии уже идёт полным ходом. Например, сервис EventBrite постепенно становится настоящей энциклопедией кейсов и практических советов для всех, кто занимается ивент-бизнесом, а платформа Cvent позволяет пользователям быстро находить всех, кого нужно: и отдельных подрядчиков, и организаторов.

Если индустрия совершит технологический скачок, эффект не заставит себя ждать. Клиент вряд ли захочет работать по-старому, однажды организовав мероприятие в онлайне. Точно так же, как уже не голосуют на обочине те, кто распробовал Uber или «Яндекс.Такси».