Какие ошибки я совершил, оставив наёмную работу ради бизнеса
Открывая собственное дело, я думал, что знаю о бизнесе всё. За плечами у меня была работа руководителем в очень разных компаниях (от концерна «Тракторные заводы» до сети Costa Coffee), два высших образования, всевозможные курсы, зарубежные стажировки и даже MBA. Мне казалось, что такого опыта более чем достаточно, чтобы возглавить и раскрутить интернет-проект. В общем, как и многие вчерашние топ-менеджеры, пробующие себя в новом качестве, я тогда был очень наивен.
Взлёт с препятствиями
Я никогда не работал в интернет-компаниях, но бизнес хотел сделать непременно в Сети — пять лет назад, когда началась эта история, онлайн рос как на дрожжах. Потратив три месяца на изучение разных рынков, я решил открыть интернет-магазин натуральной косметики. Электронная коммерция давала здесь менее 3% продаж, но каждый год росла на сказочные 20%.
Прослушав курс для молодых стартаперов и прочитав несколько книг об интернет-бизнесе, я ринулся в бой и с первого же дня начал совершать ошибки.
Снял офис не по средствам, нанял на большие деньги дизайнеров и специалистов по айдетнике, которые долго и мучительно придумывали называние сайта, разрабатывали его дизайн и рисовали логотип. В итоге за первые шесть месяцев существования компании мы не заработали ни копейки, спустили 3 млн рублей, а результата так и не достигли — сайта всё ещё не было.
Найти поставщиков тоже не получилось. Все говорили: «Вы поработайте немного, покажите объёмы, которые можете сделать, и тогда приходите выпрашивать скидки». При этом не было ни одной компании, которая могла бы поставить мне сразу несколько десятков брендов — каждая готова была дать товары одного или двух производителей.
На этом мой поход в бизнес мог и завершиться, но я решил сделать ещё одну попытку. Если нет ни одного поставщика, способного поставить большое количество брендов и дать при этом скидки, может быть, таким поставщиком должен стать я сам?
Денег на тест новой идеи уже почти не было, поэтому сайт-одностраничник пришлось делать на коленке. Мы просто выложили логотипы 60 брендов, которые до этого нам отказали прислать, написали: «60 брендов оптом со скидкой со склада в Москве» — и запустили контекстную рекламу на 5000 рублей.
Через пару дней мы получили кучу запросов от потенциальных клиентов, в которых те просили выслать им каталог, и, как ни странно, множество звонков от дистрибьюторов указанных брендов: «У вас представлены бренды, с которыми и мы работаем. Как мы можем стать вашими поставщиками?»
Следующие пять дней ушли на создание подробного каталога. Когда мы его опубликовали и опять запустили рекламу, это была бомба. Выручка стала расти на 100% месяц к месяцу — через четыре месяца мы зарабатывали уже около 2 млн рублей. Розничный магазин в том виде, в котором я его видел на старте, мы так и не запустили. B2B-проект стал для меня тем бизнесом, который позволил забыть о работе по найму.
Головокружение от продаж
Выручка росла быстро, и мне казалось, что так будет всегда. Мы набрали кучу народу в офис в центре Москвы, занялись тимбилдингом, стали устраивать тренинги и корпоративы. И вдруг в мае 2013 года продажи падают с апрельских 3 млн рублей до 1,5 млн, в июне — и до 1,2 млн. Как же так? А очень просто — мы забыли про сезонный фактор.
На рынке косметики есть ярко выраженные колебания спроса: с середины сентября до середины марта из-за того, что в это время много праздников, спрос растёт, со второй половины марта и до конца апреля продажи медленно снижаются, в мае — резко устремляются в пике и держатся на таком уровне до начала сентября.
Чтобы просто работать в ноль, нам нужно было продавать косметики на 5 млн рублей в месяц. Чтобы хоть немного оживить продажи, мы выставили минимальные цены и начали ждать сентября. Когда он наконец наступил, заметно легче не стало — весь наш рынок неожиданно накрыло кризисом. Кое-как продержавшись до конца 2013 года, я начал думать, как быть дальше.
Чтобы выжить, пришлось сделать несколько довольно тяжёлых, но необходимых шагов.
-
Сократили всех штатных сотрудников — за исключением логиста, водителей и грузчиков.
-
Все прочие необходимые специалисты: менеджеры по продажам, контент-менеджеры, бухгалтеры, менеджеры по номенклатуре, SEO-шники, программисты, дизайнеры и маркетологи — с тех пор работают удалённо. Как оказалось, самые ответственные работники — молодые мамы из регионов.
-
Сняли офис в здании одного НИИ за пределами ТТК по ставке в четыре раза ниже, чем в бизнес-центре, из которого мы съехали.
-
Отказались от услуг рекламщиков из первой десятки Рунета, нашли команду из провинции, которая развивает и эффективно продвигает сайт за приемлемые деньги. Разница в цене за услуги оказалась в пять раз ниже, а результаты — выше.
Понятно, что сокращение издержек без увеличения выручки и маржинальности — это всего лишь отсрочка на пути к медленной смерти. Мы умирать не собирались, поэтому пересмотрели все бизнес-процессы, чтобы выявить потенциальные точки роста. Вот что у нас получилось.
-
На самых маленьких клиентах мы не зарабатываем — только зря тратим время сотрудников. Осознав, что 90% клиентов делали нам 10% продаж, мы увеличили минимальный заказ с 5000 до 15 000 рублей. Подняв порог, в выручке потеряли всего 10%, но сократили объём менеджерской работы в десять раз.
-
Проанализировав структуру заказов, мы увидели, что клиенты заказывают всё вперемешку. Представив, как тот или иной заказ клиента встаёт на полку его магазина, мы поняли, что наша косметика стоит там хаотично. А если ничего не цепляет взгляд покупателя, не будет и продаж. Тогда мы структурировали бренды таким образом, чтобы в каталоге они стояли по линейкам. Если раньше клиент видел в каталоге просто раздел «Шампуни», в котором были все шампуни подряд, то теперь он получил возможность увидеть те же шампуни, но сгруппированные по брендам и сериям. В итоге за один месяц мы увеличили средний чек с 17 000 до 44 000 рублей.
-
Клиенты покупают у нас не потому, что у нас дёшево, а потому, что у нас удобно. Если клиент готов платить за удобство, мы должны извлекать из этого выгоду. Подняли цены в прайс-листе для тех, кто хотел закупаться поштучно и маленькими партиями, а для крупных клиентов цены оставили прежние.
-
Поставщики готовы не только продавать, но и оказывать помощь в продвижении их товаров. Раньше мы тратили очень много сил и времени на создание карточек товаров. Решив, что выполнять эту работу в прежнем объёме нам не по карману, мы начали описывать только продукцию известных брендов, которая точно будет пользоваться спросом. Всё остальное теперь за свой счёт делают наши поставщики.
В итоге дела компании постепенно стабилизировались. Быстрого роста на этот раз не было, но спустя полтора года мы наконец вышли в ноль.
Фотография на обложке: Bob Peterson / Getty Images