Что делать, если ваш пиарщик обидел русский народ
«Вскрываю ватку» — это неловкое высказывание оставило без работы PR-директора DIY-ритейлера «Леруа Мерлен Россия» Галину Панину. В разгар Чемпионата мира по футболу она написала в Facebook, что пьяные фанаты (видимо, сборной России) заживо сожгли девушку (об этом ей якобы рассказала стажёрка). Тех, кто не поверил, Панина назвала «ватой». Скандал, вызванный постом, быстро вышел за пределы соцсетей — тема даже попала в топ «Яндекс.Новостей». Потом выяснилось, что болельщики никого не сжигали, но публика, похоже, сильнее была возмущена не распространением фейка, а именно выпадами в адрес людей, которых сотрудница «Леруа Мерлен» называет «ватой». На многочисленные требования уволить Панину её работодатель сначала отвечал в том духе, что в свободное от работы время она может писать всё, что захочет, но потом всё-таки сдался.
Месяцем ранее похожая история произошла с банком для предпринимателей «Точка». Его соосновательница и директор по маркетингу Яна Ганик рассказала в Facebook о приёмах, которые использует, проводя собеседования. В числе прочего Ганик любит задавать такой вопрос: «Чей Крым?» Ей всё равно, что ответит кандидат, — важна реакция: «Если что-то в духе "ой, нет, я на политические темы не отвечаю" или "ну тут с какой стороны посмотреть" — это сразу нет. Если "конечно, наш, поделом укропам" и другие ура-патриотические или, наоборот, левонаправленные ответы с перегибами, свидетельствующие о промытых мозгах, — тоже на выход». Комментаторы, для которых на вопрос о Крыме есть один правильный ответ: «Наш!», прокляли и саму Ганик, и её банк. Пришлось удалить пост, извиниться за оскорбление чужих чувств и назвать Крым российским. Но до увольнения, понятно, не дошло. Ганик сама себе работодатель.
Резонансные посты Панина и Ганик публиковали на личных страницах в Facebook. Но в каждом случае оскорблённые пользователи перенесли гнев на компании. «Леруа Мерлен» и «Точке» угрожали бойкотом в том числе лидеры мнений. А ещё говорят, что в России нет политики.
«Секрет фирмы» попросил основателя PR-агентства Bernays Олега Воронина рассказать, как тушить пожар, если вы или ваши сотрудники его невольно разожгли.
Олег Воронин, основатель PR-агентства «Главпиар»
Высказывать острые взгляды непрофессионально. В эпоху соцсетей у каждого сторожа доступ к медиа. И каждый считается рупором компании, хотим мы этого или нет.
Что делать, если вы всё же обидели патриота?
Хочешь продлить жизнь новости — отвечай, хочешь погасить — меняй тему или молчи. Перебить скандал другим информационным поводом может быть сложно, но похоронить невыгодное обсуждение молчанием может даже пиарщик, работающий на полставки. Надо лишь игнорировать журналистов и не отвечать на комментарии в соцсетях.
Впрочем, в случае с «Точкой» и «Леруа Мерлен» я бы всё же извинился, хоть и не являюсь сторонником этого метода. Особенно в случае с «Леруа Мерлен». Событие, отлично укладывающееся в картину мира Галины Паниной, пересилило профессионализм. Она же пиарщица, а не бухгалтер. Должна знать, что такое фактчекинг.
Нужно было быстро извиниться, а затем отключить телефоны и ждать, пока скандал утихнет. Тема закрыта, комментарии больше не даём. Жизнь насыщена событиями. Даже новость о терактах умирает через три дня. Что говорить о такой мелочи?
Не думаю, впрочем, что у «Леруа Мерлен» теперь будут проблемы. Они могли бы возникнуть, если бы PR-директор компании продолжил гнуть свою линию, выставляя себя жертвой и угрожая своим обидчикам судом. После увольнения Паниной тема быстро заглохнет.
Тех, кого люди оппозиционных взглядов называют унизительным словом «ватники», большинство. Оскорблять их можно, но недолго. Старая советская поговорка учит: если ты плюнешь в коллектив, он утрётся, если коллектив плюнет в тебя, ты утонешь.
Главные новости и лучшие лонгриды «Секрета» — в нашем Telegram-канале: @businesssecrets. Подписывайтесь!
Фотография на обложке: ТАСС