Как защитить бизнес от копирования
На прошлой неделе мы в очередной раз столкнулись с неприятной проблемой. Внешнее оформление нашего проекта скопировали полностью. То есть просто под ноль. Произошло это в братской Белоруссии, в городе Минске, который нам очень нравится. Сейчас мы с юристами думаем над мерами, которые нужно принять для разрешения ситуации. Перечислять их я пока не буду (чтобы не давать подсказок этим ушлым ребятам), но поделюсь соображениями на предмет того, что и как нужно сделать, чтобы такие проблемы не возникали в принципе. Надеюсь, кому-нибудь эта информация принесёт пользу.
Ещё в 2014 году эти минские ребята обращались к нам за франшизой. Деталей я не помню, поскольку сам с ними не разговаривал, но, со слов моего партнёра, переговоры зашли в тупик. Затем, уже в 2015 году, в рамках стратегии развития за пределами России мы стали регистрировать товарные знаки в близлежащих странах — и в Белоруссии вдруг получили отказ. Оказалось, некие молодцы уже зарегистрировали там знак «Воккера». Угадайте с трёх попыток, кто это был. Эти же парни, как мы выяснили, также оформили на себя знак сети «Суши вёсла» и, кажется, что-то ещё.
В прошлом году мы ничего предпринимать не стали, поскольку Белоруссия — это не самый стратегически важный для нас регион. Но сейчас мы одновременно получили несколько запросов на франшизу из Минска — и потенциальные партнёры, само собой, интересуются, как им со всем этим быть.
Согласно моим собственным наблюдениям дерзкие копипастеры обычно умирают в течение года, что, в общем-то, достаточно логично. Вряд ли главный секрет нашей франшизы — во внешнем виде меню, рецептуре блюд, товарном знаке и элементах дизайна. Скопировать можно то, как выглядит верхушка айсберга, но внутренние процессы, стандарты, процедуры, логистику и т. п. воспроизвести намного сложнее, а опыт, которым мы делимся с партнёрами, украсть невозможно в принципе.
Я не устаю повторять тем, кто собирается делать свою франшизу или покупать чужую, что франчайзи платит главным образом за возможность сэкономить деньги и время. Вроде бы очевидная вещь, что покупать одну лишь обёртку глупо, но желающие не переводятся. Если вы строите большой бизнес и планируете развивать его по модели франчайзинга, имейте это в виду и заранее готовьтесь к атаке клонов. Вот что вам нужно сделать в первую очередь.
1). Запуская какой угодно бизнес, начинайте с регистрации товарного знака. Лучше сразу во всех видах: словесном (название), графическом (логотип) и комбинированном (первое и второе вместе). Ещё лучше — сразу на кириллице и на латинице. Наш первый судебный процесс в 2011–2012 годах был как раз вызван тем, что одни питерские ребята зарегистрировали знак Woker, хотя мы ещё в 2008 году назвались «Воккером». Судились долго и тяжело. Дело закончилось мировым соглашением только потому, что парни уже просто не могли дальше нести судебные издержки.
2). Прибегайте к услугам компетентных патентных поверенных. Даже если вам кажется, что вы самый умный и разберётесь во всём самостоятельно, у вас нет главного — опыта. Если специалисты говорят, что знак не пройдёт, с большой долей вероятности так и будет: завернут — и всё придётся начинать заново.
3). Делайте сразу проверку всех тождественных названий. Отнеситесь к этому внимательно и опять же выслушайте профессионалов. Даже если вам очень нравится придуманное название, но в базе ФИПС есть похожие — откажитесь от него и придумайте новое. Всё равно либо не зарегистрируют, либо, если вы решите работать без регистрации, придёт правообладатель и заставит поменять. Одни ребята из Питера сначала открыли проект «Супкультура», а потом выяснили, что этот знак принадлежит нам. Я им временно разрешил им пользоваться, но в конечном итоге им придётся его поменять, когда я актуализирую этот проект. Такой риск стоило бы оценить перед запуском.
4). Можете, конечно, забить на регистрацию в принципе, но в какой-то момент может оказаться, что вы не можете пользоваться своим же собственным знаком — если какой-нибудь проныра его зарегистрирует и начнёт вымогать у вас деньги. Оно вам надо?
5). Как только оцените перспективы вашего развития в России и за рубежом, сразу начинайте регистрировать знаки в интересующих вас регионах — Казахстане, Белоруссии, на Украине, в Узбекистане и т. д. Там ваша российская регистрация — это филькина грамота, которая никак вас не защищает. И опять же сэкономите время.
Собственно, все меры, которые я привёл, можно свести к одному общему совету. Именно с регистрации знака (как в России, так и в любом другом интересующем вас регионе) нужно начинать планирование и построение бизнеса. Не советую оставлять это на потом. Если вы начали отрисовывать стиль, делать дизайн, строить помещение, не удостоверившись в патентной чистоте разработки, вы множите потенциальный убыток. Это мина замедленного действия, которая рано или поздно обязательно взорвётся. В общем, я предупредил.