Александр Доброкотов. Почему «ВКонтакте» уже не тот
Я зарегистрировался в соцсети, когда она только появилась — где-то в конце 2006 года. Тогда никаких пабликов не было, во «ВКонтакте» общались с друзьями, оставляли послания на стенах друг другу. Вместо пабликов были группы — сообщества по интересам, иногда очень странные вроде «Группа любителей фотографий на фоне ковров» или «Я люблю кошек с маленьким *** [лицом]» или «Для тех, у кого всегда путаются наушники». Не было лайков и расшаров, как в Facebook, постами не делились, каждого человека окружали друзья из реальной жизни.
Помню, все оставляли граффити на стенах, а ещё был рейтинг — люди платили, чтобы подняться в результатах выдачи. Потом Павел Дуров вдруг отменил рейтинг, чем разозлил школьников — вышло, что они зря потратили деньги. «ВКонтакте» ставил эксперименты, пробовал разные функции — например, был такой аналог ask.fm, когда пользователь писал анонимно на стене человека, что о нём думает. Все оставляли гадости, и эту функцию прикрыли.
Постепенно во «ВКонтакте» появились свои звёздные персонажи. Художник Duran стал рисовать граффити и комиксы в соцсети, сначала в профиле и на стенах пользователей, потом в паблике, когда они появились в 2011 году. Сейчас у него 750 000 подписчиков.
Во «ВКонтакте» царила атмосфера уюта и веселья. Помню, был такой баг — когда пользователь хотел открыть свой профиль, его перекидывало на страницу какого-то левого чувака, люди не понимали, что происходит, и все возненавидели этого человека. Когда было возможно поменять фамилию и имя профиля на любые, появился флешмоб — пользователи меняли на Стаса Михайлова, создавали чаты, там по 50 стасов михайловых общались.
Все помнят, как в 2010 году Дуров заменил стену микроблогом, видимо, подсмотрев идею у Facebook, где развивалось русскоязычное сообщество. Поднялся бунт: пользователи просили вернуть стену, мем «Дуров, верни стену!» вошёл в историю. С тех пор «ВКонтакте» сделал упор на развитие контента внутри сети — стал привлекать популярных блогеров и звёзд, появились публичные страницы и подписчики. Всё изменилось с появлением возможности лайкать посты и делиться ими. Шутки и мемы начали распространяться подобно вирусу. Во «ВКонтакте» открыли страницы компании, которые хотели работать с молодой аудиторией и продавать ей свои услуги.
2012 год — взрывной рост пабликов. В отличие от Facebook, где писали серьёзные посты о политике, а администрация удаляла обнажёнку, «ВКонтакте» привлекал сетевых художников и энтузиастов, появлялись авторские паблики. Многие, подобно Duran, использовали никнеймы: Автор текстов, Кристоф Стим, Человек Порядок — до сих пор мало кто знает, кто стоит за этим именами. Самый большой и известный паблик — MDK, у которого сейчас 7 млн подписчиков. Его развитие совпало с ростом монетизации самой соцсети. Об MDK говорили по телевизору, разные СМИ заинтересовались его злобными шутками, MDK рос на скандалах и получал деньги за размещение рекламы.
Из популярного паблика «Секретиков» выросла волна пабликов «Подслушано» — люди в разных городах записывали разговоры, чужие и друг с другом, потом некоторые авторы выпускали целые книжки с этими диалогами. Создатель паблика ШКЯ («Шутки, кайф и яшперица») рисует комиксы, снимает видео и продаёт наклейки, он и многие другие владельцы групп доказали, что зарабатывать можно не только на рекламе.
Я запускал паблик с фотографиями котов в 2012 году, без всякой раскрутки он вырос до 450 000 пользователей. Тогда рынок был почти пустым, сейчас такое невозможно. Я запускал много пабликов под инфоповоды. Например, когда Елена Ваенга отреагировала на выступление Pussy Riot постом с кучей ошибок, я открыл паблик «Мысли Ваенги», потом появилось много пабликов с мыслями разных людей, до сих пор иногда возникают новые. Наверняка сейчас есть какие-нибудь «Мысли Харви Квинн», героя фильма «Отряд самоубийц». Когда мой приятель Денис Чужой запустил «Филиал одноклассников» со скриншотами из соцсети, появились тематические клоны вроде «Филиал ждущих с зоны», где публиковали скриншоты записей людей, ожидающих арестантов.
Мой паблик «Путин каждый день», где публикуется фотография Путина, — своего рода перформанс, который длится три или четыре года, там сейчас 12 000 подписчиков, и я с удивлением до сих пор слышу на вечеринках, что люди туда заходят. У «Моды московского метро» 130 000 подписчиков, в Instagram у аккаунта было 220 000 подписчиков, но его заблокировали без объяснений, служба поддержки нам пока ничего не ответила.
К сожалению, со временем культура пабликов превратилась в рынок, бездушную машину по производству контента. Появились паблики-агрегаторы — MDK или «Лепра» (не имеющая отношения к оригинальному сообществу) воровали контент и раскручивали его. Паблики превратились в бизнес с доходом от 2-5 млн рублей в месяц у тех, кто держит несколько страниц. У тех же владельцев MDK есть ещё десяток пабликов, они везде продают рекламу. Постепенно сообщество увлечённых людей стало уменьшаться, это совпало с моментом ухода Павла Дурова. Контента стало слишком много, и, как это часто бывает, пострадало его качество. Сейчас моя лента «ВКонтакте» — кладбище баянов, выдающее каждые 10 минут чужую шутейку. Интересно, что атмосфера лёгкого пиратства и веселья, в которой зародился «ВКонтакте», сейчас формируется в Telegram.
Последние два года новое руководство «ВКонтакте» старалось максимально зарабатывать. Новый дизайн больше ориентирован на показ рекламных объявлений и промопостов в ленте новостей, как давно делает Facebook. «ВКонтакте» предлагает переводить пользователю деньги в сообщениях и берёт за это комиссию, за размещение рекламы в пабликах соцсеть тоже берёт комиссию.
Сейчас хорошие паблики появляются редко, потому что высок риск, что хорошую идею тут же украдут и будут использовать для получения денег. Нам повезло, что идею с людьми в метро не украли, потому что о нас быстро написали СМИ и пришли подписчики.
Сообщество сейчас увлечено видео, на YouTube всё больше популярных видеоблогеров, многие транслируют свой контент на страницы «ВКонтакте». Например, у комика BadСomedian (Женя Баженов) 525 000 подписчиков в соцсети. «ВКонтакте» обещает сделать мощную видеоплатформу, привлекают стримеров, но пока на конкурента Twitch это не похоже. Facebook в этом смысле лучше продвигает видео, предоставляя роликам больший охват, чем текстовым постам.
Для меня «ВКонтакте» — как старый друг и дедушка. Уже не тот, я вижу много минусов, но заходить туда не перестану.
Фотография на обложке: Shutterstock