Запуск производства «русской Tesla» сорвался из-за нехватки денег
Серийное производство электромобилей от Zetta должно было стартовать ещё в начале 2020 года, но тогда в планы вмешалась пандемия коронавируса. В итоге компания перенесла запуск на конец года, и теперь подкралась новая проблема: недостаток финансирования на фоне кризиса.
Приходите со своим инвестором
О том, что выпуск серийного электромобиля City Modul 1 от Zetta отложен на период после 2020 года, подтвердили и в самой компании, и в Фонде развития промышленности (ФРП), который отказал Zetta в займе на сумму 99,9 млн рублей. ФРП при Минпромторге существует для поддержки промышленных инвестиционных проектов и выдаёт за счёт бюджета сверхльготные займы на перспективные проекты. Так, Zetta хотела получить эти деньги под 1% годовых.
Основатели компании уже вложили в разработку моделей, выпуск опытных образцов и создание производственной площадки более 570 млн рублей. В том числе 139 млн рублей ушло на создание производства, и теперь именно на эти цели потребовались дополнительные деньги из бюджета.
По мнению экспертного совета ФРП, собственных средств компании даже с займом от фонда недостаточно для запуска производства «первых российских электрокаров» с нуля. Стартапу посоветовали найти частного инвестора, который поверит в их рыночные перспективы и будет готов софинансировать проект вместе с фондом. Если такой благодетель появится, Zetta сможет обратиться за займом ещё раз.
В фонде пояснили, что они кредитуют инвестпроекты уже работающих компаний, которые имеют возможность обслуживать заём из прочей выручки. Zetta же хотела денег под ещё не существующий продукт с туманными рыночными перспективами. Будет ли стартап обращаться за займом повторно — неизвестно.
(Не)большие надежды
City Modul 1 от Zetta формально не будет первым российским электромобилем — первый, Lada Ellada, разработал «АвтоВАЗ» ещё в 2011 году. Однако серийным он так и не стал — за десять лет выпустили всего 100 экземпляров этой модели. Кроме того, в 2010 году инвестиционная группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова занялась разработкой гибридного «Ё-мобиля», но в 2014-м проект свернули.
Zetta же планирует выпускать электромобили собственной разработки на площадке в Тольятти, пиковая мощность которой позволяет производить до 15 000 машин в год. Электромобиль будет доступен в трёх модификациях, стоимость базовой начинается с 550 000 рублей. На одной подзарядке такой электрокар сможет проехать не менее 180 км. Премиальная модификация будет полноприводной и способной проехать до 360 км. В медиум-версии запас хода заявлен такой же, но такую Zetta оснастят передним приводом. При этом заряжать «русскую Tesla» можно будет даже от обычных розеток 220–380 Вт.
Впрочем, перспективы электрокара на российском рынке пока вызывают вопросы. Согласно результатам опроса от «Автоспеццентра», только 14% отечественных автолюбителей готовы рассмотреть электромобиль в качестве альтернативы привычным автомобилям. И даже их с большей вероятностью заинтересуют модели типа Nissan Leaf или Tesla, тогда как к Zetta россияне пока относятся настороженно. Лишь 8% опрошенных высказались в пользу «русской Tesla».
Фото: кадр из видео / YouTube-канал «Автозаноза»
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!