Юрист рассказал, могут ли простой из-за локдауна посчитать форс-мажором
Форс-мажор — это обстоятельство непреодолимой силы, которое мешает участникам соглашения его выполнить.
Партнёр юридической фирмы «Шаповалов, Ляпунов, Зарицкий и партнёры» Евгений Соколов рассказал «Секрету», что такие условия могут применяться к пандемии COVID-19. Однако повсеместного признания коронавирусных ограничений обстоятельствами непреодолимой силы не будет, считает юрист.
По словам Соколова, учитывая предшествующую практику и разъяснения Верховного суда РФ, при заявлении возражений о форс-мажоре суды «будут оценивать каждый случай отдельно и исследовать, насколько ограничения препятствовали исполнению обязательств и насколько сильно оказалось негативное влияние таких ограничений на ведение хозяйственной деятельности».
«Сам по себе локдаун не будет основанием для приостановления и/или продления сроков исполнения обязательств, равно как и процессуальных сроков, но может быть, при наличии соответствующих доказательств, в индивидуальных случаях, с учётом региона, сферы деятельности участника оборота и иных факторов, признан судом одним из таких оснований», — отметил юрист.
Нерабочие дни с сохранением заработной платы вводятся на территории России уже не в первый раз, напомнил Соколов. Впервые нерабочие дни из-за пандемии объявили с 30 марта по 5 апреля 2020 года, затем этот период продлили. Также в Москве 12–21 июня 2021 года действовал режим работы, аналогичный режиму работы в выходной день (так его называли столичные власти).
Ранее представители московского бизнеса в разговоре с «Секретом» назвали закрытие ресторанов крайне странной мерой, поскольку предприниматели до этого выполняли все требования чиновников по вакцинации и ограничениям.
Общественный уполномоченный по защите малого и среднего предпринимательства в России Анастасия Татулова предлагала, чтобы всем пострадавшим отраслям компенсировали 100% расходов на сотрудников и на аренду.