«Яндекс» получил предупреждение от ФАС из-за «колдунщиков»
«Колдунщик» — это виджет, который уводит пользователя на сервисы «Яндекса», позволяя искать билеты, квартиры, объявление и прочее, не переходя на отдельную страницу тематических сервисов. В августе 2020 года такие онлайн-сервисы, как ivi, Avito, Drom.ru, 2ГИС, «Профи.ру», ЦИАН, «Туту.ру» и Zoon пожаловались в ФАС на злоупотребление доминирующим положением «Яндекса».
«ООО ‘’Яндекс’’ предоставляет сервисам группы ‘’Яндекс’’ преимущественные возможности по продвижению (привлечению внимания пользователей) сервисов в поисковой системе ‘’Яндекс’’, что приводит к созданию дискриминационных условий деятельности на смежных рынках», — сообщила ФАС 22 февраля.
Регулятор обязал «Яндекс» в течение месяца прекратить предоставлять своим сервисам, включая «Яндекс.Вертикали», «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Медиасервисы» и «Кинопоиск», преимущественные возможности по продвижению в поисковой выдаче с помощью «колдунщиков» и других функций и технологий. Компания также должна обеспечить фирмам — конкурентам сервисов «Яндекса» доступ к такому функционалу и опубликовать условия доступа.
«Яндекс» обязали каждые 10 дней информировать ФАС о действиях по устранению нарушений. В компании с предупреждением антимонопольного органа не согласились.
«Некоторые требования предписания уже реализованы в поиске, однако отдельные важные его части мы считаем неправильными. Исполнение всех перечисленных требований ухудшит качество поиска для пользователя, а значит — положение поиска "Яндекса" на рынке по сравнению с конкурентами», — привёл ТАСС заявление «Яндекса».
После того как летом 2020 года IT-компании пожаловались на «Яндекс», фирма заявила, что такие «интерактивные ответы» являются мировым стандартом в интернет-сфере. IT-гигант отчитался о готовности дискутировать с конкурентами, если те позволят сервисам «Яндекса» рекламироваться на своих площадках. Некоторые из компаний, подписавших обращение в ФАС, не позволяют конкурентам размещаться у себя.
Аналитики рынка указали, что претензии в адрес «колдунщиков» звучат не первый год, но «Яндекс» не обязан бесплатно продвигать сторонние сервисы, если они и без того показываются в выдаче. Однако, если в «колдунщиках» возникают только сервисы «Яндекса» без возможности заказать продвижение в них другими компаниями, у ФАС могут возникнуть к интернет-гиганту вопросы, признавали эксперты.
Ранее «Яндекс» отчитался о росте консолидированной выручки по стандартам US GAAP без учёта показателей «Яндекс.Маркета» на 17% в годовом выражении — до 206 млрд рублей. Выручка с учётом «Яндекс.Маркета» составила 218,3 млрд рублей, увеличившись на 24%.
Фото: WikiFido, CC BY-SA 4.0
Ещё ближе к делу — главные новости и самые интересные истории в нашем Telegram-канале.