secretmag.ru
Новости3 мин.

Российские власти не поддержали проект закона о честной цене на продукты. В чём проблема

«Известия»: Минпромторг готов заблокировать законопроект о честной цене. Документ предлагает указывать на всех ценниках стоимость товара за круглую единицу — 1 кг или 1 л. По мнению авторов проекта, так покупатель будет уверен, что сделал выгодную покупку, а не попался на манипуляции производителя с тарой. Ох уж это молоко по 0,9 л. Правда, Минпромторгу предложение пришлось не по душе. Рассказываем, что не так.

Что за законопроект

Законопроект о так называемой честной цене подготовил и внёс на рассмотрение Госдумы в начале июля её же вице-спикер Борис Чернышов. Он предложил защитить покупателя от производителей, которые незаметно уменьшают объём тары и не меняют при этом цену на товар. Люди «на автомате» берут любимые бренды по той же цене, но на деле покупают меньший объём за те же деньги. А производителю, наоборот, хорошо — объём продаж сохранили и прибыль выросла. Законопроект поддержал также председатель Союза потребителей РФ Пётр Шелищ.

Критика Минпромторга

Правда, идею раскритиковали в Минпромторге. Ведомство направило письмо в Государственно-правовое управление (ГПУ) президента, в котором объяснило, почему не поддерживает законопроект.

  • Товары подорожают. В министерстве отметили, что все расчёты стоимости за 1 кг и 1 л лягут на плечи розницы, а значит, подготовка ценников подорожает. Плюс для автоматизации процесса понадобятся новые вложения — например, на модернизацию учётных систем. В конечном счёте все эти затраты скажутся на цене товара.
  • Для некоторых товаров это не нужно. Минпромторг напомнил, что для той же жвачки или конфет смысла пересчитывать цену за 1 кг никакого нет. Это только добавит работы продавцу и затруднит восприятие у потребителя. Об исключениях в законопроекте ничего не сказано, уточнили там.
  • Повлияет на бизнес-процессы. Дополнительная работа скажется на торговых процессах и приведёт к росту цен на потребительском рынке. Эти издержки производитель переложит на потребителя, заметили в ведомстве.

В то же время Минпромторг предложил ввести единый стандарт фасовки товара — так покупателю будет проще сравнить цену за один и тот же продукт.

К слову, в Роспотребнадзоре в законопроекте нашли тоже больше минусов, чем плюсов. Вот что им не понравилось:

  • неясно, как поступать с пивом, вином, чипсами;
  • новые правила усложнят понимание ценников для людей;
  • такие ценники нельзя применить ко всем продуктам питания.

Что ответил автор законопроекта

По словам Чернышова, затраты продавца на перерасчёт веса и объёма, а также выпуск новых ценников стремятся к статистической погрешности. Так что это банальная отговорка, объяснил он. Депутат заметил, что сейчас все ценники формируют в компьютерных программах. А по поводу цены за 1 кг жвачки он согласен и ко второму чтению законопроекта внесёт соответствующую поправку.

Чернышов отметил, что об унификации тары в документе речи как раз не идёт, так как это точно приведёт к дополнительным расходам у производителей. А значит, и цены на товары вырастут.

Что такое шринкфляция

Так как раз и называются манипуляции производителя с тарой.

«Шринкфляция» — сокращение веса или объёма товара в упаковке при сохранении цены либо очень небольшом её снижении. То есть на вид вы покупаете всё ту же упаковку гречки или молока по той же цене. Вам кажется, что всё хорошо и цены не растут, но на деле вы не получаете 50–100 мл или грамм продукта.

Такая уловка не нарушает законодательство, но как минимум раздражает потребителя, который нет-нет да и обратит внимание на товарчик. Поэтому депутаты и решили за неё взяться.

Источник:«Известия»