secretmag.ru
Новости2 мин.

В Госдуме собрались ограничить рекомендательные алгоритмы соцсетей

Депутаты Госдумы обратили внимание на рекомендательные системы, используемые в Facebook, YouTube, «ВКонтакте», Instagram и прочих социальных сетях. Парламентарии пришли к выводу, что алгоритмы, которые формируют новостную ленту пользователя, могут создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, повышая риски социальных конфликтов. В Думе намерены обязать соцсети и новостные агрегаторы ввести опцию отключения алгоритмов.

Инициатива о регулировании рекомендательных сервисов станет одним из первых законопроектов, внесённых в Госдуму восьмого созыва, сообщил «Коммерсант».

Законопроект затрагивает соцсети, новостные агрегаторы и аудиовизуальные сервисы, включая «ВКонтакте», Instagram, YouTube, «Кинопоиск», «Яндекс.Музыка» и другие. Как гласит документ, площадки должны будут предупреждать пользователей о том, что их новостную ленту составляют на основе анализа данных. У пользователей должна быть возможность выключить алгоритмы подбора контента.

Ранее регулировать рекомендации в соцсетях предложило московское отделение Ассоциации юристов России. По мнению юристов, алгоритмы «могут создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, повышая риски социальных конфликтов».

Подготовкой законопроекта занимается думский комитет по информационной политике. По словам члена комитета Антона Горелкина, депутаты ещё не решили, попадут ли под регулирование онлайн-кинотеатры. Рекомендательные сервисы соцсетей должны быть прозрачны, а сейчас они настраиваются так, чтобы в ленте всегда были фейки, провокации и буллинг, уверен Горелкин.

По мнению председателя комиссии московского отделения Ассоциации юристов России Александра Журавлёва, стремление сделать работу рекомендательных сервисов прозрачной — это общемировая тенденция. В пример он привёл обещание Facebook предоставить своему наблюдательному совету доступ к алгоритмам умной ленты и порядкам её формирования.

Гендиректор аудиосервиса «Сбер.Звук» Михаил Ильичёв сравнил регулирование рекомендательных алгоритмов с запретом мерчендайзерам организовывать выкладку товаров на полки магазина, а властям — учитывать интенсивность трафика.

Такая идея может затормозить развитие голосовых ассистентов и ударить по финансовым показателям компаний, считает специалист. Также сервисам придётся опубликовать документ с правилами использования рекомендаций, содержащий перечень собираемых сведений и их источники, а это потребует защиты этих сведений, указал собеседник.

14 октября Facebook начал рассылать уведомления пользователям с большим количеством друзей и подписчиков с просьбой принять условия программы Facebook Protect. Эту систему запустили в 2019 году на фоне подготовки к президентским выборам в США для защиты от фейков, дезинформации и иностранного вмешательства. Как заявили «Секрету фирмы» в пресс-службе Facebook, если не принять условия программы, аккаунт не будет заблокирован, но зайти в него будет нельзя.

Ранее американская компания объявила, что отныне будет защищать общественных деятелей от травли и издевательств в социальной сети. Модераторы будут удалять не только сообщения и комментарии «преследователей», но и их учётные записи, а также сообщества, в которых нарушители координируют свои действия.

Фото: Pixabay, Pixabay License

Источник:Коммерсант