У сбежавшего из России банкира нашли активы на 2,3 млрд рублей
По данным РБК, заводы (Рузаевский в Мордовии и Буньковский в Подмосковье) — одни из крупнейших из ранее неизвестных активов Беджамова. Хотя сами предприятия находятся в процессе банкротства, а их долги неоднократно перепродавались, по мнению Киреевой, они остаются под контролем Беджамова через конкурсных управляющих. Ранее акции, а также имущество обоих объектов арестовывались по уголовному делу против экс-банкира.
В Рузаевском стекольном заводе (РСЗ) Беджамову по-прежнему принадлежит 25%, согласно данным СПАРК. Ещё 35% владеет аффилированная с ним Unifleet Technology Ltd. В Буньковском стекольном заводе (БЭЗ) у признанного банкротом бизнесмена — 87%.
РСЗ получил кредит в Сбербанке ещё в 2007 году, но не смог по нему расплатиться — так образовался долг в 2,3 млрд рублей. Второй завод — Буньковский — поручился по обязательствам Рузаевского завода и поэтому тоже отвечает по невыплаченному долгу. В 2014 году долг перекупила компания «СБК Стекло», позже уступившая его за 1,1 млрд рублей зарегистрированной на Британских Виргинских островах Creta Universal. В 2016–2017 годах Creta подала на банкротство обоих заводов и после запуска процедуры была внесена в реестр кредиторов с требованием на 2,3 млрд рублей.
Киреева отметила, что, по её мнению, Creta тесно связана с Беджамовым — компания была клиентом Внешпромбанка, а её бенефициарным владельцем значится Тена Степич. В 2014 году итальянский портал Positano News называл Степич «сотрудницей» Беджамова. Кроме того, Киреева указала в иске, что из переписки, полученной от Внешпромбанка, следует, что «Тена Степич ведёт личные дела Беджамова, касающиеся его имущества (яхты, виллы), бизнеса Wine Palace (винный бар в Монако) и личных вопросов».
В марте 2018 года конкурсным управляющим обоих стекольных заводов стал Владимир Сахаров из объединения арбитражных управляющих «Авангард». В апреле Creta переуступила права требования к заводам компании «Источник», которой владеет фирма «Замар инвест Лтд» с Маршалловых островов. Сумма сделки составила символическую сумму в €1, что в 30 млн раз меньше размера переданных прав требования.
«Передача прав требования в пользу компании "Источник" имела своей целью сокрытие имущества Беджамова от его кредиторов», — уверена Киреева.
Киреева сделала вывод, что Беджамов осуществляет процедуру контролируемого банкротства заводов. Она попросила суд отменить договор уступки прав требований, заключённый компаниями Creta и «Источник», а также признать Беджамова кредитором РСЗ и БЭЗ.
При этом, несмотря на банкротство и несколько смен кредиторов, оба завода продолжают работать. Рузаевский завод был остановлен в 2016 году, но в 2019 году его вновь запустили благодаря компании «Гласс декор». В июле 2020 года «Российская газета» писала, что с момента запуска завод произвёл 134,6 млн стеклянных бутылок более чем на 1 млрд рублей. В феврале 2021 года сайт Рузаевского муниципального района сообщил, что «Гласс декор» планирует построить новый стекольный завод на 2,3 млрд рублей. Буньковский завод также работает с «Гласс декором» — в 2020 году его выручка составила 290 млн рублей.
Ранее «Секрет» писал, что дом Беджамова в Лондоне, стоимость которого оценивается в £35 млн (около $48 млн), попал под арест. Экс-владельцу Внешпромбанка запретили продавать свою недвижимость по требованию российского суда.