Треть россиян захотела открыть своё дело
Направления, в которых захотели работать россияне, распределились следующим образом:
- компании в сфере IT — 18,5%;
- торговля, в том числе на маркетплейсах, — 17,4%;
- в маркетинговых коммуникациях — 17,1%;
- в пищевом производстве — 16%;
- в дизайне — 13,1%;
- в лёгкой промышленности — 9%.
Возможность заработка привлекает 56,8% опрошенных. Они считают, что собственное дело даёт более привлекательные возможности нажиться, чем работа в найме.
Среди респондентов 38,3% думают, что своё дело помогут развить новые возможности, которые появились на рынке в последнее время. После увольнений или сокращений в предпринимательство решили пойти 4,9%.
Препятствием для развития бизнеса 59,7% опрошенных отмечают недостаток знаний в области его ведения и управления своим делом. Из них не знают, как вести бухгалтерию и документооборот, 25,9%. Ещё 10% говорят о недостатке прикладных знаний и думают получить дополнительное образование в выбранной сфере. Консультироваться у экспертов планируют 39,3% начинающих предпринимателей, 32% — уже в процессе ведения бизнеса, а 26,2% для этого собрались проходить дополнительное обучение.
«Все страхи, с которыми сталкиваются будущие предприниматели в нестабильное время, только обостряются. И сейчас особенно важно найти поддержку в ресурсах, в людях. Без дополнительных знаний вчерашнему наёмному сотруднику сложно понять, например, как контролировать финансы, оценивать риски, вести бухгалтерию. И если раньше эту функцию, даже во время старта бизнеса, можно было делегировать финансовому менеджеру, то сегодня, в период оптимизации ресурсов, собственники стремятся самостоятельно разобраться в частных вопросах», — прокомментировал руководитель направления «Управление» Skillbox Кирилл Прудников.
Успех, по мнению респондентов, зависит от выбора:
- инвестора (58,5%);
- партнёров (47,2%);
- ответственных подрядчиков (30,2%);
- сотрудников (20,8%);
- грамотного ментора (15,1%).
Сложнее всего будущим бизнесменам искать инвесторов и партнёров. О трудностях с этим сообщили 58,5% и 37,2% соответственно.
Решили открывать компанию с независимым партнёром 57,1% респондентов, при этом 43,9% уверены, что друзья или родственники — самые надёжные партнёры для бизнеса.
Искать нужные контакты опрошенные чаще всего планируют:
- в социальных сетях (41%);
- через бывших коллег (27%);
- через дружеские и семейные связи (23%);
- на специализированных форумах (20,4%);
- на профильных мероприятиях (15%);
- на курсах по управлению (14,6%).
«Главные факторы роста числа планирующих начать собственное дело — освобождение перспективных для малого и среднего бизнеса ниш и возможности для создания импортозамещающих проектов. Так, заинтересованное в развитии предпринимательства комьюнити будет только увеличиваться — поэтому внутри него прогрессирует взаимодействие и упрощается поиск новых контактов для начала собственного дела — от стратегических партнеров и инвесторов до подрядчиков и первых потенциальных клиентов», — сказал Семён Теняев, основатель социальной сети TenChat.
Не готовы открыть свой бизнес 53% опрошенных. Чаще всего (27,9%) в качестве барьеров они называли отсутствие первоначального капитала и понимания, как найти инвестора. Почти столько же респондентов (27,5%) сегодня считают, что работать по найму надёжнее. 24% не запускают своё дело, так как не считают себя достаточно компетентными в управлении, и ещё 20,6% опасаются потерпеть фиаско.
Ранее Центробанк предложил ужесточить требования к малому и среднему бизнесу для получения льготных кредитов. Там рассказали, что считают предоставление льготного кредитования широкому кругу компаний неоправданным. Эксперты предположили, что введение ограничений в первую очередь негативно повлияет на системно значимые банки, которые финансируют большую часть подобных заёмщиков, а также на микрофинансовые организации.