Суперджеты в свободном падении. С начала года удалось продать лишь один SSJ100
Выручка компании «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС), производящей самолёты модели Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100), упала с начала 2019 года в 4,5 раза. За это время компании удалось продать всего один суперджет, вычислили аналитики, изучив отчётность компании.
Выручка ГСС в 2019 году составила 6,14 млрд рублей. При этом за поставку самолётов производитель получил всего 2,1 млрд рублей, что соответствует цене одного суперджета. Для сравнения, в январе — сентябре 2018 года компания получила по этой статье доходов 24,4 млрд рублей, то есть в 12 раз больше.
Чистый убыток ГСС вырос в 2,6 раза, до 1,89 млрд рублей. Тем не менее представители ГСС заявили, что основной объём поставок самолётов они ожидают в четвёртом квартале, так что итоги года могут быть не такими удручающими.
Опрошенные «Коммерсантом» эксперты отметили несколько факторов, которые сильно повлияли на продажи SSJ100 в 2019 году:
- Во-первых, компанию постиг «двигательный кризис», когда в течение года сразу несколько двигателей вышло из строя. Около 4–6 двигателей пришлось снимать с только что произведённых самолётов, чтобы обеспечить пул запчастей для ранее сделанных.
- Во-вторых, затянулись переговоры об условиях поставок самолётов с главным заказчиком ГСС — авиакомпанией «Аэрофлот».
- В-третьих, на задержку поставок повлияло ожидание сертификации доработки (горизонтальных законцовок крыла, уменьшающих расход топлива на 3–4%).
В 2020 году ожидается увеличение субсидий для покупателей российских лайнеров, что может поднять спрос на суперджеты и сделать поставку самолётов более выгодной. Тем не менее несколько аварий с участием этих самолётов серьёзно подорвали репутацию ГСС. В августе компания потеряла последних иностранных клиентов: мексиканский перевозчик Interjet выставил пригодные для полётов SSJ100 на продажу, а взамен планирует приобрести Airbus A220.
Фото: Алексей Демин, Wikipedia, CC BY-SA 3.0
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!