Ссылка дня. Репортаж Wired из штаб-квартиры VR-разработчика Magic Leap
Бывший главный редактор Wired написал репортаж из штаб-квартиры VR-разработчика Magic Leap. «Секрет» публикует отрывок перевода статьи от паблика во «ВКонтакте» «Newочём».
Нечто особенное происходит в обычной бизнес-зоне непримечательного пригорода неподалёку от Форт-Лодердейла, Флорида. Внутри, среди рабочих мест, ограниченных невысокими серыми стенками, тесно сгруппированных столов и пустых вращающихся стульев, невероятный 20-сантиметровый робот с другой планеты парит на уровне груди недалеко от ряда растений в горшках. Он по-стимпанковски мил и скрупулёзно детализирован. Я могу обойти его вокруг и осмотреть с любой стороны. Могу присесть и взглянуть на его разукрашенное днище. Если я нагнусь ближе, так, чтобы моё лицо оказалось в нескольких сантиметрах от него, то смогу разглядеть тонкие трубочки и выступающий каркас. Я вижу отполированные завитки там, где металлические поверхности «истёрлись». Когда я поднимаю руку, он приближается и выдвигает сияющую конечность, чтобы дотронуться до кончика моего пальца. Я протягиваю руку, разворачиваю его и отхожу подальше, чтобы рассмотреть робота издалека. Он всё время жужжит и медленно вращается над столом. Он выглядит таким же настоящим, как лампы и компьютерные мониторы вокруг. Но он ненастоящий. Всё это я вижу через шлем синтетической реальности. Умом я понимаю, что этот дрон — проработанная симуляция, но пока что глаза убеждают меня в том, что он действительно здесь, в обычном офисе. Это виртуальный объект, но во всей его трёхмерной полноте не заметно ни следа пикселей или графических артефактов. Если я немного передвину голову, виртуальный дрон окажется напротив яркой офисной лампы, и можно будет заметить, что он слегка прозрачен, но даже эта уловка не мешает стойкому ощущению его присутствия. Это, конечно, одна из величайших перспектив виртуальной реальности — или вы телепортируетесь к волшебным вещам, или волшебные вещи перемещаются к вам. И с этим прототипом шлема, созданным широко обсуждаемой и ультразакрытой компанией Magic Leap, кажется, что инопланетный дрон действительно перемещён в обычный флоридский офис — и он более реален, чем я мог вообразить.
Сквозь эти волшебные очки мне приходилось наблюдать и другие вещи. Я видел роботов размером с человека, которые проходили сквозь настоящие стены комнаты. Я мог стрелять в них вспышками энергии из макета ружья, которое я действительно держал в руках. Я смотрел, как миниатюрные человечки сражаются на настоящей крышке стола, почти как в голографических шахматах из «Звёздных войн». Очевидно, эти человечки не были настоящими, несмотря на их фотографический реализм, но они действительно присутствовали — не только из-за того, что я их видел; я почти чувствовал их присутствие.
Magic Leap — не единственная компания, создающая технологии смешанной реальности, но на данный момент качество их визуальных образов превосходит все остальные. В частности, из-за этого деньги льются во флоридскую бизнес-зону. Одним из первых инвесторов был Google, за ним последовали Andressen Horowitz, Kleiner Perkins и другие. За последний год руководители большинства главных СМИ и технологических компаний совершили паломничество в офис Magic Leap, чтобы испытать на себе их футуристичную синтетическую реальность. В начале этого года компания закончила, возможно, крупнейший C-раунд в истории: $793,5 миллиона. На сегодняшний день инвесторы влили в неё $1,4 миллиарда.
Эта поразительная сумма особенно примечательна потому, что Magic Leap ещё не выпустили бета-версию своего продукта даже для разработчиков. Немногие, кроме потенциальных инвесторов и консультантов смогли увидеть устройство в действии, и сочетание финансирования и загадки только подпитывали любопытство. Но чтобы действительно понять, что происходит в Magic Leap, нужно также осознавать, какая волна захлестнула технологическую индустрию. У всех главных игроков — Facebook, Google, Apple, Amazon, Microsoft, Sony, Samsung — есть целые группы, посвящённые искусственной реальности, и ежедневно они нанимают новых инженеров. Только в Facebook над VR работают более 400 человек. Также существует около 230 других компаний, таких как Meta, Void, Atheer, Lytro и 8i, упорно работающих над аппаратным обеспечением и контентом для этой новой платформы.
Даже если вы никогда не пробовали виртуальную реальность, вероятно, у вас есть образное представление о том, какой она будет. Это Матрица, настолько правдоподобная реальность, что вы не знаете, настоящая ли она. Это будет Метавселенная из разухабистого рассказа Нила Стивенсона «Лавина» 1992 года: городская реальность, настолько заманчивая, что некоторые никогда её не покинут.
Все современные устройства VR, размещаемые на голове, появились благодаря удешевлению технологий. Наденьте практически любое устройство синтетический реальности, и вы попадёте в мир, которому дали жизнь миллиарды телефонов. По прикидкам Ланье, участвовавшего в создании Microsoft HoloLens, в 1990 году нам понадобилось бы более $1 миллиона, чтобы достичь уровня даже самых примитивных гаджетов виртуальной реальности, основанных на телефонах, вроде Samsung Gear или Google Cardboard.
Одной из первых вещей, которые я уяснил из недавнего тура по передовой синтетической реальности, стало то, что виртуальная реальность создаёт следующую эволюцию интернета. Сейчас интернет — сеть информации. Он содержит 60 триллионов сетевых страниц, хранит 4 зеттабайта информации, ежесекундно передаёт миллионы электронных сообщений, и всё это соединено секстиллионами транзисторов. Наши жизни основаны на этом интернете информации, мы работаем за счёт него. Но то, что мы строим с помощью искусственной реальности, — интернет впечатлений. С VR- или MR-оборудованием вы делитесь впечатлениями. Вы сталкиваетесь с новыми впечатлениями, когда открываете волшебное окно в вашей комнате. Вы вступаете в обмен впечатлениями во время телеконференции с применением смешанной реальности. В значительной мере, все эти технологически достигнутые впечатления будут незамедлительно делиться и дополнять друг друга.
Во всех виртуальных мирах мне приходило на ум, что, хотя каждое из этих окружений было ненастоящим, впечатления, которые я получал, были истинными. VR выполняет две важные задачи: во-первых, она создаёт мощное и убедительное чувство, которое обычно называют эффектом присутствия. Виртуальные ландшафты, виртуальные объекты и виртуальные персонажи кажутся реальными — вы не столько верите в это благодаря визуальной иллюзии, сколько чувствуете нутром. Это волшебно. Но вторая задача более важна. Технология заставляет вас присутствовать — так, как не могут плоские экраны — так что вы получаете настолько же аутентичный опыт, как и в настоящей жизни. Люди вспоминают свой VR-опыт не как то, что они видели, а как то, что произошло с ними.
Впечатления — новая валюта в VR и MR. Технологии вроде Magic Leap позволят нам создавать, передавать, оценивать, уточнять, персонализировать, приумножать, открывать опыт, обмениваться и перегружаться им. Этот скачок от создания, передачи и потребления информации к созданию, передаче и потреблению впечатлений определяет эту новую платформу. Как утверждает основатель Magic Leap Рони Абовиц, «нам предстоит путешествие во внутренний мир. Мы строим интернет присутствия и впечатлений».
Компания Magic Leap бесспорно является лидером в плане изображения: здесь лучше других создают иллюзию того, что виртуальные объекты существуют в действительности. Основатель компании Magic Leap Рони Абовиц — эксцентрик, идеально подходящий для роли создателя подобной сверхспособности. В детские годы, которые он провёл в Южной Флориде, Абовиц увлекался научной фантастикой и роботами. Он стремился связать свою карьеру с роботами и получил степень в биоинженерии в Университете Майами. Ещё будучи аспирантом, он основал компанию по производству хирургических роботов. До успеха компании единственным его доходом были $30 в неделю за создание карикатур для студенческой газеты. Большинство находят карикатуры Абовица скорее странными, нежели забавными. Он рисовал то, что приходило на ум — наброски инопланетных существ, дополненные крошечными надписями с секретными посланиями для подруг. Они не похожи на творения инженера. А для хорошей виртуальности, между прочим, необходимы как фантазия, так и физика.
Абовиц — человек крупного телосложения, он носит очки и много улыбается. Он уверен в себе, отзывчив и лёгок в общении. Но он лучится. Он полон идей. Переполнен ими. Одна идея порождает две новые. Ему сложно сдерживать их натиск, усмирять их быстрый поток. Как и в случае с его карикатурами, разговор может привести куда угодно. Большинство его идей объединяют физику и биологию. В своём профиле в Twitter Абовиц довольно точно описывает себя как «друга людей, животных и роботов». И на словах, и на деле он проявляет редкую щепетильность как к закономерностям в работе машин, так и к основам биологии. Если вы создаёте роботизированные руки, которые помогут врачам резать живых людей, они должны подчиняться законам физики, биологии и разуму человека. Абовиц талантлив во всех этих сферах, и его роботы хорошо продавались. В 2008 году его компания Mako вышла на открытый рынок, а в 2013 она была продана за $1,65 млрд.
Этот успех привёл к появлению новой идеи. Можно ли создать такой виртуальный коленный сустав, который поможет заменить реальный? Можно ли дополнить операцию на колено наложением виртуального сустава? Абовиц задумался над технологией, способной объединить виртуальные миры и сложную операцию в реальной действительности.
Абовиц, глубоко неравнодушный к научной фантастике, создал целый мир на другой планете: летающие киты, люди, похожие на стрекоз, девушка, питомец которой наполовину обезьяна, наполовину летучая мышь, и атакующая армия роботов. Разбогатев на компании робототехники, он нанял компанию Weta Workshop для детальной реализации этого мира. Weta Workshop — это новозеландская компания, занимающаяся созданием спецэффектов, одним из владельцев которой является кинорежиссёр Питер Джексон. Эта компания создала весь реквизит и спецэффекты для фильма «Властелин колец» и помогла придумать культуру существ на’ви в фильме «Аватар». Для Абовица здесь спроектировали его мир Hour Blue и внесли туда такие детали, как летающие киты и летучие мыши-обезьяны. Из комикса этот мир быстро превратился в прототип виртуальной реальности. Разве 3D с эффектом погружения — это не лучший способ побывать в инопланетном мире? Абовиц уже привносил смешанную реальность в медицину; это стало развитием его идей.
Для разработки этого погружающего мира Абовиц основал компанию Magic Leap. Логотипом стало его животное-талисман, кит в прыжке. Необходимо было собрать оборудование для создания смешанной реальности. К 2012 году на Kickstarter уже запустили кампанию Oculus и разрабатывались другие прототипы с похожей, основанной на смартфонах, технологией. Здесь Абовиц отошёл от основного направления. Благодарю своему опыту в биомедицине он понял, что VR — это новейшая технология в мире, в которой человек является неотъемлемой частью оборудования. Для нормальной работы в виртуальной и смешанной реальности нужно использовать как биологические схемы, так и кремниевые микросхемы. Эффект присутствия, который ощущается в таком шлеме, создаётся не экраном, а нейрологией. Приёмы вроде перенаправленного движения воздействуют на мозг в той же степени, как и на процессор NVIDIA. Абовиц считает искусственную реальность симбиотической технологией, соединяющей в себе машину и человека.
Следуя своей интуиции в использовании биологии человека, Абовиц попытался сделать дисплей искусственной реальности более симбиотическим. Экраны как у телефонов, которые используются в большинстве надеваемых на голову дисплеев, создают постоянную проблему: они помещаются прямо перед глазными яблоками. Если устройство генерирует иллюзию синего кита на расстоянии 30 м, ваши глаза должны фокусироваться на этом расстоянии. Но этого не происходит: глаза фокусируются на крошечном экране, расположенном на расстоянии двух сантиметров. Похожим образом, когда вы смотрите на виртуальную медузу, плавающую в пятнадцати сантиметрах от лица, ваши глаза не косят к носу, как это произошло бы в реальности, а смотрят прямо перед собой. Никто не осознаёт эту оптическую нестыковку, но при продолжительном использовании это отклонение, ощущаемое на подсознательном уровне, может стать причиной частого дискомфорта и ослабления «цепи убедительности». Решение Magic Leap — это оптическая система, создающая иллюзию глубины таким образом, что глаза фокусируются на том расстоянии, на котором расположен предмет, и будут сходиться или расходиться в зависимости от этого.
Тестируя прототип Magic Leap, я обнаружил, что он удивительно хорошо работает вблизи, на расстоянии вытянутой руки, чего нельзя сказать о многих других системах смешанной и виртуальной реальности, которыми мне доводилось пользоваться. Я также обнаружил, что можно без труда переключиться обратно на реальный мир, когда снимаешь с себя оптику Magic Leap — сделать это так же легко, как снять очки, — что также не всегда присуще другим системам. Это было естественно.
Как бы ни работал Magic Leap, его преимущество состоит в том, что не видно пикселей. У большинства надеваемых на голову VR-дисплеев наблюдается слабый «эффект решётки», который образуется из-за видимых линий, разделяющих пиксели. Виртуальные изображения Magic Leap, напротив, ровные и невероятно реалистичные. Но на самом деле качество дисплеев у всех устройств альтернативной реальности — как VR, так и MR — быстро улучшается. Каждый месяц увеличивается разрешение всех визоров и частота смены кадров, а динамический диапазон и цветовое пространство расширяются. Через двадцать лет, когда вы посмотрите на дисплей виртуальной реальности, сделанный по последнему слову техники, ваши глаза будут обмануты, и вам будет казаться, что вы смотрите через реальное окно на реальный мир. Он будет таким же ярким и чётким, как то, что вы видите из своего окна.
Как только этот небольшой дисплей достигнет совершенства в плане реализма, он станет «королём» среди дисплеев. Если у близко располагающегося к глазам экрана есть хорошее разрешение, яркость, ширина и цветовое разнообразие, внутри он может визуализировать любое число виртуальных экранов любого размера. Пока я был в фотонных очках Magic Leap, я посмотрел фильм в HD на виртуальном киноэкране. Он был таким же ярким и чётким, как мой телевизор с диагональю в 140 см. С помощью HoloLens от Microsoft я посмотрел футбольную игру в прямом эфире на виртуальном экране, находящимся рядом с окном браузера и ещё несколькими другими виртуальными экранами. Я мог заполнить свой офис таким количеством экранов, какое мне было нужно, в любом, необходимом мне размере. Я мог кликнуть на экран, наложенный на что-либо в реальном мире.