secretmag.ru
Новости3 мин.

Скидкам — бой. Как вырастут цены на продукты до конца 2020 года

При самом пессимистичном развитии событий осенью цены на продовольствие в РФ поднимутся на 30%, предупреждают в Российском экономическом университете (РЭУ) им. Плеханова. Уже сейчас стоимость товаров растёт в три раза быстрее, чем в Европе, а магазины сокращают количество промоакций.

Два сценария

Негативный. Рост цен на отдельные виды продовольственных товаров может составить от 5 до 30% (в годовом выражении). Это произойдёт, если вторая волна коронавируса приведёт к новому ужесточению ограничительных мер, отмечает доцент кафедры финансов и цен РЭУ Мария Долгова.

© mskagency.ru/Андрей Никеричев

В таком случае производители и ретейлеры вынуждены будут увеличить траты на санитарные процедуры. Вырастут цены в том числе на социально значимые товары: даже крупные торговые сети «не смогут работать при нулевой торговой надбавке на них, поэтому её отмена — вопрос времени», уверена эксперт.

Также при таком развитии событий фермерам придётся повысить цены на свою продукцию: им нужно возвращать кредиты и закупать семена с удобрениями на следующий сезон. «Месяцы простоя в период самоизоляции не позволили им своевременно компенсировать понесённые затраты и сформировать накопления на будущее. Это ещё один существенный фактор повышения цен на отечественные сельхозпродукты», — подчёркивает Мария.

© mskagency.ru/Андрей Никеричев

Позитивный. Второй волны коронавируса и, следовательно, усиления карантинных мер не будет, потребители ведут себя более уверенно, сокращается уровень безработицы, стабилизируются выплаты заработной платы. При таком сценарии рост цен составит от 2% до 10%, полагает Долгова.

Подтолкнуть цены вверх может ослабление рубля и возможное повышение импортных пошлин на плодоовощную продукцию — для поддержки отечественных сельхозпроизводителей. Это приведёт к сокращению объёмов товаров на внутреннем рынке и повышению цен на импортные продукты, говорит представитель РЭУ.

© mskagency.ru/Андрей Никеричев

Кроме того, сохранятся усиленные санитарные требования к условиям производства, хранения, продажи и перевозки товаров. Следовательно, эти затраты также будут влиять на цены, заключает Мария Долгова.

Поставщики икры и мороженого уже предупредили россиян о подорожании продукции.

© mskagency.ru/Андрей Никеричев

Как уже выросли цены на продукты

С января по июль 2020 года продовольствие в России подорожало на 5%. В то же время в Евросоюзе продукты питания выросли в цене лишь на 1,6%, следует из данных Росстата.

Мария Долгова отмечает, существеннее всего на рост потребительских цен сейчас влияет ситуация на мировом нефтегазовом рынке. От неё зависят доходы бюджета и курс рубля. Ослабление рубля влечет рост цен на импортные продукты, а также на товары, при производстве которых используют импортные составляющие.

Почему в магазинах будет меньше акций

Впервые за три года в российских торговых сетях упала доля продаж товаров по промоакциям. По данным «Nielsen Россия» во втором квартале 2020 году в денежном выражении этот показатель сократился до 50,1% (а апреле-июне 2019 года он был на уровне 51,2%).

В «Магните» и X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекрёсток», «Карусель») подтвердили, что стали предлагать покупателям меньше товаров по акциям. Это происходит потому, что конкуренция между сетями ослабла, так как из-за ограничений в общепите в магазинах стало больше людей. При этом покупатели стали менее чувствительны к скидкам — во время коронавируса люди стараются закупаться в одном месте, а не посещать несколько магазинов в поисках низких цен.

По данным «Ъ», сети снижают долю промо в первую очередь под давлением поставщиков, которые начали отказывать рознице в скидках из-за падения доходов. Производители настаивают, что надо снижать величину и частоту скидок, поэтому доля промо продолжит сокращаться.