Самые хитрые перепрошьют. В России усомнились в полезности закона об электросамокатчиках
Проблема в том, что только за девять месяцев 2022 года в России случилось 838 ДТП с участием владельцев ЭСИМ. В них погибли 19 человек, а 870 получили травмы. По сравнению с 2021 годом показатели выросли в два раза.
Новые ГОСТы коснутся поставщиков и производителей электронного транспорта. Но эти стандарты будут носить рекомендательный характер. Выполняя их, вендор сможет позиционировать свою продукцию как соответствующую ГОСТам.
Также с 1 марта заработают поправки в правила дорожного движения, которые также ограничивают скорость электросамокатов и электровелосипедов. Нарушителей ждёт штраф 800 рублей, а за езду в пьяном виде — 1000–1500 рублей.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр предположил, что принятие ГОСТов никак не поможет понижению аварийности. Ведь прежде всего это касается прокатных самокатов, а аварии случаются с частными самокатами, а также с электровелосипедами.
Также он отметил, что в парках, где должно включаться электронное ограничение, редко случаются аварии.
Ограничение не помеха
«Несмотря на то что появляются новые условия сертификации и она сильно ужесточается, потом будут происходить переделки и самокат будет получать любую скорость, на которую хватит его двигателя. Аварии будут происходить, потому что контроля над теми, кто владеет самокатами, по сути, нет», — заявил Хайцеэр.
Иными словами, те, кто будет недоволен принятыми ГОСТами, после покупки ЭСИМ перепрошьют его — и он будет ездить с максимальной скоростью. Люди могут расстроиться из-за запрета ездить на электросамокате вдвоём, но и тут нет контроля.
А как следить?
По мнению эксперта, контролировать движение водителей электросамокатов или электровелосипедов практически невозможно. Камеры не фиксируют водителей, а сотрудники полиции их не останавливают.
«Если нет системы, нет какого-то слежения, то ничего не будет происходить, люди будут игнорировать. За исключением тех участков, на которых электронным способом будет снижаться скорость», — добавил Хайцеэр.
Поэтому выполнение ГОСТов можно только частично контролировать на прокатной технике.
Время покажет
Ведущий аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко считает, что надо дождаться вступления в силу поправок к правилам дорожного движения. Это должно произойти 1 марта 2023 года.
«По отдельности трудно рассматривать поправки и ГОСТы, они должны дать некий синергический эффект. Наверное, в этом контексте правила даже более интересны, ведь они регулируют действия конечных пользователей. Если же говорить про ГОСТы, то (нужно) регулирование тех, кто ввозит на наш рынок электросамокаты», — рассказала эксперт.
Она признала, что в ГОСТах изложены полезные требования и прокатные фирмы уже выполнили их. Но пользователей частных ЭСИМ в большей степени касаются именно правила дорожного движения.
Борисенко напомнила, что в новых ПДД езде на ЭСИМ будет уделён целый раздел.