С чего начались протесты в Молдавии и при чём тут Россия? Главное
Почему начались протесты в Молдавии?
Дело в том, что Молдавия уже долгое время переживает масштабный энергетический кризис. В 2021 году страна продлила контракт на поставку газа с российским «Газпромом», однако уже в январе властям Молдавии пришлось вводить режим ЧП на два месяца и в почти в три раза повысить тарифы на коммунальные услуги, чтобы расплатиться за поставки.
После начала спецоперации России на Украине власти Молдавии попытались хотя бы на словах поддержать общеевропейский консенсус и заявили, что готовы отказаться от российского газа, чего так и не сделали по понятным причинам. Зато закупочная стоимость за газ из РФ подросла.
При этом для молдавского населения ситуация продолжала ухудшаться: в июне цены за ЖКУ взлетели аж на 30%. Параллельно руководство страны требовало у граждан погасить долги — только за I квартал 2022-го «Молдовгазу» задолжали 112 млн леев. Это около $6 млн.
Энергетический кризис усугублялся и ростом инфляции, которая в мае 2022 года достигла 27,07%.
Все эти экономические проблемы, которые властям за год так и не удалось разрешить, и привели к народному недовольству: протестные акции в Молдавии проходят с весны 2022-го, а их главной консолидирующей силой является оппозиционная партия «Шор». Она, кстати, имеет всего шесть мест в республиканском парламенте.
Чего хотят протестующие в Молдавии?
Главное требование активистов — отставка действующего правительства. Они считают, что именно власти во главе с президентом Майей Санду ответственны за то, что население погрязло в долгах, за которые не может расплатиться.
Помимо того, как считают представители оппозиции, руководство страны само должно оплатить зимние счета граждан за электричество и отопление.
При чём тут Россия?
Представители правящей партии «Действие и солидарность» и сама Майя Санду на все митинги реагируют в целом одинаково. Президент заявляла, что цель оппозиции — разрушение конституционного строя и свержение власти. И, более того, по её мнению, за организаторами тянется след из российского Кремля. Она даже просила парламент расширить полномочия спецслужбам Молдавии, чтобы спасти страну от дестабилизации.
Служба информации и безопасности республики и сама заявляла, что ей нужна большая свобода действий якобы для защиты граждан. Что интересно, информацию о готовящихся потрясениях в Молдавии спецы получили… от Украины. По их же словам.
Между тем в России считают, что обвинения в адрес РФ от молдавских властей — это попытка оправдать провалы в экономической политике. В МИД призвали руководство республики не портить ещё сильнее отношения двух стран.
Как прошёл митинг 12 марта в Кишинёве
Уже накануне акции «Движение за народ» обстановка была накалена до предела. Майя Санду и начальник молдавской полиции Виорел Чернэуцяну выступили с обращениями. Они вновь заявили о «попытках дестабилизации» во время протестов.
Кроме того, в ряде городов прошли обыски, после которых по подозрению в коррупции задержали нескольких членов партии «Шор».
По замыслу оппозиции, самый крупный митинг должен был пройти в Кишинёве. Туда направили автобусы с участниками акции со всей страны. Однако, по словам организаторов митинга, многие из них полиция не пропустила, и людям даже приходилось идти до города пешком.
В самой столице полиция выставила кордоны из силовиков, которые преградили протестующим путь к центральной площади. Одну линию манифестантам удалось прорвать, но к намеченному месту они всё же не попали из-за спецназа. Не обошлось и без задержаний: полицейские увезли более 50 человек.
Между тем Виорел Чернэуцяну сообщил, что на митингах под руководством российских спецслужб планировалось организовать массовые беспорядки, но полиция задержала предполагаемых зачинщиков.
Закончились протесты в Молдавии довольно спокойно, написало РИА «Новости». Вице-председателю партии «Шор» Марине Траубер удалось попасть в здание правительства. Она передала властям резолюцию от оппозиции с требованием оплатить зимние счета за коммунальные услуги. На выполнение требования руководству республики дали 24 часа. Что будет после — Траубер не уточнила.