Россиянин запатентовал 600 обычных слов и требует миллиард от предпринимателей, которые их используют
© Создано при помощи нейросети recraft.ai
Как бизнесмен «приватизировал» сотни русских слов
Виновником переполоха стал бизнесмен из Уфы Азамат И., пишет телеграмм-канал Shot. За последние четыре года он превратил регистрацию товарных знаков в прибыльное дело. На его счету более 1000 судебных дел, в которых он выступает истцом, а общая сумма требований перевалила за 1 миллиард рублей.
Схема проста: Азамат регистрирует в Роспатенте самые обычные, общеупотребительные слова, а затем ищет компании, которые их используют, и подаёт на них в суд. В его «коллекции» уже 642 зарегистрированных товарных знака, и ещё более 500 ждут своей очереди.
Список слов поражает свой обыденностью: «лимон», «круг», «карандаш», «вишня», «яблоко», «идея», «выбор» и даже женское имя «Наталья».
Представьте: вы годами развиваете свой маленький бизнес, например продаёте натуральную косметику под брендом «Живое масло». И вдруг вам прилетает судебный иск на сотни тысяч рублей. Оказывается, слово «живое» — это чужой товарный знак. Звучит как абсурд, но для сотен российских предпринимателей это стало реальностью.
Получившие иски уверены, что имеют дело с патентным троллем. По их словам, главная цель Азамата — не защитить свой уникальный бренд, а получить отступные. По данным журналистов, одному от ответчиков пришло предложение заплатить, чтобы и дальше использовать слово «живое» на своём сайте.
Самое удивительное, что суды нередко встают на сторону уфимского бизнесмена. Хотя бывают и исключения: однажды он проиграл дело по слову «Глория», которое уж очень напоминает название крупной сети магазинов одежды.
При чём здесь закон о чистоте языка
Патентный троллинг стал актуальнее на фоне недавних законодательных инициатив.
Дело в том, что в России приняли закон о защите русского языка, который в народе прозвали законом «о чистоте языка».
Его главная цель — убрать из публичного пространства, в первую очередь из рекламы и с вывесок, «агрессивное» и «избыточное» количество иностранных слов. По мнению властей, язык пора очистить от «вульгарных заимствований».
Теперь надписи вроде sale, shop или coffee вне закона. Бизнес обязали снять старые вывески и заменить их на русскоязычные аналоги. Но теперь выясняется, что при «русификации» брендов есть проблема: любое общеупотребительное слово может неожиданно оказаться чьей-то интеллектуальной собственностью.