Россияне стали чаще брать займы до зарплаты
Как следует из отчёта онлайн-платформы Webbankir, при заполнении заявки клиенты акцентируют внимание на том, что деньги им понадобились срочно.
Тенденция на займы до зарплаты стала более явной, чем в начале пандемии. В мае 2020 года на срочные микрозаймы приходилось 6% заявок, а в мае 2022 года доля превысила 10%.
Рост «срочных» заявок зафиксировали и в компании Moneyman. В мае 2022 года относительно марта их количество выросло на 1 п. п., относительно мая 2020 года — на 2,5 п. п. Клиенты «запрашивают немаленькие суммы», что может быть связано с ограничением банковского кредитования и сокращением кредитов, которые выдают в торговых точках, отметил операционный директор ГК Eqvanta Иван Меринов.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в мае 2022 года россиянам выдали 2,38 млн «займов до зарплаты» (до 30 000 рублей, сроком до 30 дней) на 21,59 млрд рублей. Это максимум с декабря 2021 года и на 16% выше, чем годом ранее. Согласно данным Центробанка, всего в январе — марте в России выдали микрозаймов на 175 млрд рублей.
Почему это происходит
Главная причина тренда — в высокой инфляции: зарплаты не успевают за ростом цен, отметил гендиректор Webbankir Андрей Пономарев. «В результате даже работающие люди, которые формально сохранили уровень доходов, начинают испытывать финансовые затруднения», — сказал он.
Рост заявок на кредиты связан с сокращением горизонта планирования, считает директор саморегулируемой организации «МиР» Елена Стратьева. Она также отметила, что компании стали выдавать микрозаймы осторожнее.
Как работают микрокредитные организации
Участники рынка в основном сохраняют традиционную модель бизнеса, рассказал гендиректор Moneyman Сергей Весовщук. «Говорить о необходимости смены или трансформации модели привлечения пока рано», — считает он.
Некоторые компании начали работать по-другому из-за выросшего спроса на займы «до зарплаты». Например, «МигКредит», который в основном выдаёт среднесрочные займы, сейчас пытается трансформировать бизнес-модель под запросы населения, отметил коммерческий директор компании Марат Аббясов.
Затраты на систему проверки платёжеспособности клиентов придётся увеличить, заявил гендиректор МКК Creditter Игорь Смирнов. В новых условиях компаниям приходится много тратить на и маркетинг, рассказали аналитики ИК «Иволга капитал». В первом квартале затраты на рекламу МФО достигли 1,4 млрд рублей, превысив показатель прошлого года в 1,6 раза, говорится в отчётности компаний.
«Для рентабельности бизнеса нужны новые качественные заёмщики, однако в условиях ограничения бюджета компании вынуждены работать с более дешёвыми каналами привлечения», — рассказал гендиректор финансовой экосистемы «Юником24» Дмитрий Африканов.
Смирнов добавил, что сейчас МФО тратят больше денег на контекстную рекламу, общение с клиентами по электронной почте и SMS-сообщения.
Ранее бывший глава Центробанка Сергей Дубинин предложил снизить максимальную годовую процентную ставку по микрозаймам в 15 раз — до 25% годовых. Он назвал займы под 365% грабежом и предупредил, что может произойти «полное закредитование населения». О том, как на это отреагировали МФО, читайте в материале «Секрета».
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС