secretmag.ru
Новости

Россияне повезли маленьких детей на лечение в Индию. Теперь с них требуют миллионы

Не получилось, но деньги верните. Примерно так можно оценить требование российских властей, которые отправили двух тяжелобольных малышей на лечение в Индию. Детям нужна была трансплантация сердца, но они не выжили. А теперь в российском Минздраве и сахалинском министерстве здравоохранения требуют с родных 4,5 млн и 10 млн рублей. Да побыстрее.

Индия стала донорской Меккой для россиян, которым нужна пересадка органов. Долгое время страна была чуть ли не единственной, где разрешали такие операции иностранцам. И российский Минздрав наладил перевозку семей с детьми в Индию, где они ждали своей очереди.

По правилам в Индии сперва ищут пациентов в городе, где умер донор, затем в штате, а если орган и там никому не подошёл, поиски ведутся по всей стране. И только если во всей Индии некому пересадить сердце или печень, орган достаётся иностранцу. Учитывая, что вне тела владельца орган живёт считаные часы, шанс на пересадку сердца у приезжих почти нулевой. Но иногда чудо случается.

Именно поэтому в Индию, несмотря на жуткие условия (некомпетентность врачей, антисанитарию и плохую материальную базу), ехали дети из разных стран. А тут ещё и пандемия наложилась. В итоге с 2018 года, как утверждают родители, в городе Ченнаи пересадили органы лишь трём из десятков маленьких россиян.

Например, в 2019 году Минздрав включил трёхлетнего Льва с тяжёлой болезнью сердца в федеральный регистр нуждающихся в трансплантации и дал ему квоту на лечение в Индии. До этого ребёнку приходилось раз в три месяца ложиться в Центр Алмазова и практически жить на аппаратах. Родителям пообещали, что дорогу к месту лечения им оплатят, и из Петербурга в город Ченнаи семью доставили бортом МЧС.

За почти два года ожидания донорского органа для Льва не нашлось. Когда ситуация стала критической, мальчику поставили искусственное сердце. Ребёнок остался в клинике, где перенёс три инсульта и умер от заражения синегнойной палочкой. А когда семья вернулась домой, Минздрав потребовал от них почти 10 млн рублей — это расходы, которые они не смогли подтвердить.

Многие семьи стали заложниками ситуации — без перспектив получения операции и без возможности вернуться домой, потому что дети могут не пережить перелёт. Да и пришлось бы разорвать договор с Минздравом, а это значит, возвращать миллионы рублей, которые ведомство перечислило на лечение и пребывание в Индии. Как выяснилось, это приходится делать всё равно.

Вернувшись из Индии, родители другого погибшего ребёнка, Богдана, получили «письмо счастья» от сахалинского Минздрава. Ведомство потребовало отчитаться о расходах, иначе придётся возместить государству все затраты. Однако в зачёт не приняли многие траты: в Индии плохо ладят с чеками и онлайн-платежами.

«Даже в госпитале некоторые счета на медуслуги выписаны так, что нам Минздрав их не принял в зачёт. В итоге 4,5 млн рублей я должен был вернуть. Возвращаю», — рассказал Олег Гайнулин, чей сын умер в 2020 году. Он остался должен местным властям 320 000 рублей, остальное уже выплатил.

Такого, как считают врачи, можно было бы избежать, если бы в России не надеялись, что орган умершего гражданина другой страны достанется россиянину, а развивали бы посмертное донорство. А с ним в России всё не слава богу. Поэтому зачастую детям пересаживают органы взрослых. Но тут за бортом оказываются пациенты в возрасте до 10–12 лет.