secretmag.ru
Новости4 мин.

Россиянам рассказали о рисках покупки алкоголя в интернете

Эксперты Group-IB подсчитали, что рынок нелегальных продаж алкоголя в интернете в 2021 году вырос на 266 млн рублей, до 2,75 млрд рублей. Очень активно развиваются телеграм-каналы, которые продают алкоголь: их количество выросло с 50 в 2020 году до 130 в 2021 году. «Секрет фирмы» обратился к экспертам алкогольного рынка с просьбой рассказать о причинах роста нелегальных продаж и о том, как с этим бороться.

Объём оборота нелегальной интернет-продажи алкоголя, по данным Group-IB, не менялся в течение 2019–2020 годов. Показатель 2 года оставался в пределах 2,5 млрд рублей. Однако в 2021 году он пошёл в рост. За год цифра увеличилась на 266 млн рублей.

Сегодня в интернете работает около 3000 онлайн-площадок, где продают спиртное. При этом количество подпольных сайтов-алкомаркетов снижается: в 2018 году их было около 4000, а в 2021-м — 2000. Зато в соцсетях и мессенджерах их число растёт. Исследователи нашли около 300 групп и аккаунтов, которые предлагают купить алкоголь с доставкой на дом. Больше всего таких каналов в мессенджере Telegram. Сейчас их около 130. Причём за год эта цифра выросла в 2,5 раза — в 2020 году было всего 50.

В чём причина?

Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз рассказал «Секрету», что в основном через интернет покупают те, кто хочет недешёвые напитки по сниженной цене.

«В основном в интернете продаётся алкоголь, изготовленный кустарным или полукустарным способом. По поводу озвученной суммы в 2,75 млрд рублей — я думаю, это заниженная сумма. Трудно оценить, сколько там продаж. Это обращения, которые зафиксированы. 2,75 млрд рублей — это около 11 млн бутылок, а это только 1–2% от нелегального рынка алкоголя в России. Основная масса нелегальной продукции продаётся в нелегальной розничной системе. Через интернет покупают мизерную долю всей нелегальной продукции», — рассказал эксперт.

Дробиз отметил, что в этой нелегальной продукции вполне может оказаться и метанол. Поэтому любой покупатель нелегальной продукции рискует.

«Потребители нелегальной продукции делятся на две категории: первая — это люди с зарплатами до 15 000–18 000 рублей. Они покупают только нелегальную продукцию, потому что легальный алкоголь стоит весьма дорого относительно наших зарплат. В Западной Европе пособие по безработице — €700. А самая дешёвая бутылка вина — €1,5. Крепкий алкоголь — по €3–4 за бутылку. У нас человек с самой минимальной зарплатой не может себе это позволить. Вторая категория — это люди, которые покупают в интернете более дорогие напитки, которые стоят там дешевле, чем в магазине. Такие люди могут купить легальную водку, но им хочется "пощекотать" свой статус, и они покупают ром Bacardi за 300 рублей», — отметил Дробиз.

О том, как государство пытается контролировать рынок продаж крепких напитков, рассказал глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.

«В России есть система ЕГАИС, которая должна учитывать алкоголь с момента производства или даже с момента закупки сырья. Если речь идёт о водке, то начиная со спирта, который перевозят на ликёро-водочный завод. Эта перевозка отслеживается ГЛОНАСС — куда едут машины. На ликёро-водочном заводе тоже установлены счётчики, которые подсчитывают спирт и отгруженную продукцию. После этого продукцию отгружают или в магазины, или на оптовые склады. В магазинах тоже показывают, сколько они продали, и всё это сводится в единую базу данных», — заявил Шапкин.

Он рассказал, что уже 2 года действует система поштучного учёта продукции. И на каждой бутылке видно, где она произведена и где продана. И если в магазине пытаются продать бутылку, по которой нет данных о производстве, то система выдаёт продажу нелегальной продукции. Аналогичная система действует и в отношении импортного алкоголя — видна вся информация о каждой бутылке.

«Но при продаже через интернет нарушается связь между производством либо импортом и продажей. Продукция была произведена или ввезена, но дальше делась неизвестно куда. Если брать продажу крепких напитков в интернете, то, скорее всего, они произведены бутлегерами. Для этого они покупают бутылки из-под крепких напитков, которые продаются, например, на «Авито». Там продаются даже бутылки в подарочных коробах. И тут уже русская рулетка — какой именно спирт там попадётся и сколько там метанола содержится», — добавил он.

Шапкин рассказал, что некоторые пытаются сэкономить на покупках в интернете и берут бутылки в подарок или на праздники. Но все, кто пил такой напиток, могут оказаться в реанимации.

Как с этим бороться?

«Для того чтобы победить эту проблему, одних запретов мало. Надо просто легализовать продажи в интернете, как в других странах. При этом сами бы производители и контролировали бы эту сферу — им не нужен ни контрафакт, ни конкуренты, которые сбивают цены», — считает Шапкин.

В свою очередь, Дробиз считает, что нелегальные продажи алкоголя не получится полностью ликвидировать.

«У человека есть потребность. 80% взрослых людей европейской культуры в любой стране иногда выпивают — от бутылки в день до рюмки в год. Невозможно ничего сделать, кроме цены. У нас нелегальный рынок составляет 40%, а на Западе — 10%, потому что там алкоголь общедоступен. Нет таких законов, которые бы на 100% ликвидировали рынок. Точно так же, как невозможно ликвидировать воровство».

Фото: Зыков Кирилл / агентство «Москва»

Источник:«Секрет фирмы»