Россиянам рассказали, как не будут ловить уклонистов
Основной ужас у потенциальных призывников вызывают новости о том, что военкомы теперь разыскивают уклонистов по камерам и с помощью системы распознавания лиц. Звучит это так, словно будущее уже наступило. Вот только на деле эту схему провернуть трудно.
По всей России установлено множество камер видеонаблюдения. В 2022 году в стране работало более 19,78 млн штук, а на 2023-й планируется довести это количество до 22 млн. В регионах они работают в некоторых избранных зонах, а вот столица засажена ими почти вся.
Для поиска людей требуются биометрические данные, например фото лица в очень хорошем качестве. С помощью этой системы полиция обычно ищет преступников или людей, связанных с терроризмом, чтобы предотвратить трагедию. По системе ищут людей из списка разыскиваемых лиц, но помещать туда призывников чаще всего объективных причин нет — разве что злостных уклонистов. Тогда военкомат обратится к полиции и та начнёт поиски.
Этот путь сопровождается большой бюрократической волокитой, поэтому прибегать к нему захотят в последнюю очередь.
Вторая причина для паники — социальные сети. В них меняют пол и имя, опасаясь, что иначе в дверь постучат из военкомата. Людей по социальным сетям действительно можно разыскать, но все меры предосторожности бесполезны. И без соцсетей в Интернете полно баз данных, чатов, ботов и форумов, где можно получить всю необходимую информацию. Для этого силовикам просто потребуется заполнить несколько бумаг и получить разрешение.
Банковские карты — совершенно безопасная вещь. Не желающие мобилизовываться россияне бросились снимать деньги со счетов, опасаясь, что банк выдаст их местоположение и военкомы найдут уклониста по точкам оплаты, как по хлебным крошкам. Вот только банки и не подумают раскрывать информацию о своих клиентах. Единственное исключение — если клиент подозревается в уголовном преступлении или терроризме.
Мобильные операторы тоже могут выследить уклониста с помощью вышек — как и любого другого россиянина, пользующегося телефоном. Однако они не станут раскрывать эти данные. Чтобы операторы и провайдеры сдали своих пользователей, им нужно не одно разрешение, которые тоже выдают с множеством оговорок. Уклонисты не считаются опасными преступниками и не угрожают безопасности страны, поэтому на них условия для выдачи не распространяются.
Как же в итоге проходит розыск призывников? Военкомат передаёт списки полиции, та запрашивает информацию о месте работы у налоговой или пенсионного фонда. С места работы силовики переходят на место регистрации или фактическое место жительства и там уже либо действительно стучат в дверь, либо опрашивают соседей. И всё. В окно призывника не светит дрон, а с крыши не прыгает отряд спецназа.
Эксперты отметили, что ситуация может поменяться с введением военного положения в стране, но тоже незначительно. Все условия будут прописаны в официальном документе, но в основном они будут лишь расширять полномочия государственных органов и усиливать меры для поддержания общественной безопасности.
К слову, призывникам лучше опасаться не преследования от военкома, а злобных бывших. Например, в Одинцове женщина позвонила в полицию и сдала своего бывшего мужа, который скрывался от повестки на даче. Зря от камер прятался.
Фото: Unsplash, Unsplash License