Россия столкнулась с нехваткой популярных авто. Почему некоторых моделей не будет полгода
Что произошло
Изменение курса доллара привело к тому, что все автосалоны переписали цены на автомобили. «Многие производители поменяли прайсы уже в сентябре, повысив стоимость в среднем на 6–10%. Ожидается, что к декабрю к цене на автомобили добавится ещё 15–20%», — объясняет Денис Петрунин, гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр».
В октябре 2020 года в дилерских центрах России сохраняется дефицит новых автомобилей, как массового, так и премиального сегментов, говорит Денис Мигаль, гендиректор сети автосалонов Fresh Auto.
На ситуацию на рынке повлияли проблемы с поставками: автоконцерны после локдауна не успели восстановить мощности. С нехваткой авто столкнулись почти 90% автосалонов, отмечает Мигаль. По его оценке, прайсы могут вырасти в среднем по рынку на 40 000 рублей.
В дефиците по стране массовые модели моделей Kia, Hyundai, Volkswagen, Skoda, Lada, отметил Абрамов.
Сроки ожидания авто, в зависимости от модели, могут составлять от двух месяцев до полугода, говорит Денис Мигаль. «Достаточно быстро владелец получит KIA Sportage или Renault Duster, а вот кроссоверы Infiniti QX 50 и QX80 придётся ждать более шести месяцев», — отмечает эксперт.
В компании Major рассказали о дефиците Lada Vesta и Lada SW Cross с вариаторами. Их осталось всего несколько штук, остальные — в топовых версиях на механике.
У Volkswagen в дефиците практически весь модельный ряд, особенно Polo, Tiguan и Touareg, рассказали в ГК «Авилон».
Сейчас на складах размещено около 27 тысяч новых авто, в октябре прошлого года этот показатель был в 2,2 раза выше, рассказали в ГК «АвтоСпецЦентр». «Наибольший дефицит отмечается по брендам Porsche и Mazda», — отметила пресс-секретарь Анна Уткина. Подождать придётся и таких автомобилей премиум-класса как Mercedes-Benz в сегменте SUV, BMW (сохраняется нехватка X5, X6, X7), некоторых моделей Audi.
При этом дефицит наблюдается как на первичном, так и на вторичном рынках.
«Задержки в поставках, замедление производства из-за пандемии, ажиотаж в сумме вызвали повышенный спрос на первичном рынке автомобилей. Он, в свою очередь, повлиял на появление дефицита на вторичном — когда у клиента не получается купить новое желанное авто, он обращается на рынок авто с пробегом и ищет релевантную замену», — рассказал «Секрету» Роман Абрамов, исполнительный директор «СберАвто». И сейчас, по словам эксперта, на «вторичке» практически не осталось хороших, ликвидных авто.
Потребительский спрос высок, но автопроизводители не спешат включать конвейеры на полную мощность, боясь остаться с машинами на складах. Поэтому дилеры убеждают покупателей брать то, что есть (а в наличии остались в основном модели в дорогих комплектациях), и пугают повышением цен в среднем на четверть — из-за нестабильного рубля.
Что говорят эксперты
Если потребитель рассматривает покупку авто в качестве инвестиции, «то можно попробовать найти на рынке подходящее авто», а вот если нужно купить машину для себя, то лучше подождать, посоветовал Роман Абрамов.
После первой волны пандемии спрос стал значительно превышать предложение и дилеры решили отказаться от большинства скидок, чтобы восполнить убытки продажами по полной стоимости, говорит Денис Петрунин. Но, по прогнозам эксперта, уже в начале 2021 года мы увидим традиционные скидки на автомобили уходящего года: после индексации цен большинство брендов не сможет удержать спрос на высоком уровне без предоставления специальных условий.
По опыту предыдущих кризисов, можно спрогнозировать, что в целом цены на машины будут плавно расти около года, а падение авторынка продолжится и в 2021 году, говорит Денис Петрунин.
«Дополнительное давление на цены окажет окончание соглашения о промсборке. Импортные пошлины перестанут компенсировать, что сильно скажется на производствах с высоким уровнем локализации. Наиболее безболезненно этот период пройдет для Toyota и калининградского предприятия "Автотор", где собирают BMW, Genesis, большинство моделей KIA и Hyundai», — сказал он.
Но в любом случае рынок — это баланс спроса и предложения, «до бесконечности цены расти не смогут — клиент просто не сможет ничего купить», отметили в «СберАвто».
Фото: depositphotos.com
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!