Роботы оставили российских кассиров без работы
Количество вакансий кассиров на HeadHunter и SuperJob резко снизилось в 2019 году. Снижение составило 17,7% и почти 50% соответственно.
Уменьшение числа вакансий представители SuperJob связали с развитием касс самообслуживания. Этот тренд стал общемировым. Так, в Walmart ввели систему, благодаря которой покупатели могут просто набрать товары в корзину и выйти из магазина, а стоимость покупки сама спишется с их счёта с помощью специальных датчиков.
В начале 2018 года Amazon открыл магазин, где вовсе нет касс. Система работает схожим с Walmart образом. Перед входом в магазин установлен сканер, на котором посетители сканируют штрих-код из приложения на смартфоне. Счёт за товары выставляется в аккаунте покупателя на Amazon. Камеры и сенсоры на потолке позволяют системе распознавать людей и определять товары, взятые с полок.
Аналогичный сервис летом 2019 запустил «Яндекс.Маркет». Система пока работает в ограниченном режиме, но в будущем она позволит покупателям сканировать штрих-коды товаров и оплачивать покупки в приложении, минуя кассу. Первым партнёром «Яндекс.Маркет» стала «Азбука вкуса».
Первые кассы самообслуживания в российских магазинах появились в 2009 году. Тогда же автоматы по продаже билетов стали внедрять в московском метрополитене. С 2013 года автоматические кассы используют в сетях быстрого питания. Однако, по словам представителей крупных ретейлеров и метрополитена, внедрение технологии пока не повлияло на число сотрудников.
Тем не менее, по оценке члена Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олега Шеина, 15 млн человек могут лишиться работы из-за внедрения роботов и автоматизированных систем. При этом, как заявили в МВФ, женщины рискуют сильнее, чем мужчины. В среднем роботы могут заменить на рабочем месте 40% женщин и 38% мужчин.
У «Секрета фирмы» есть канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!