Разделять и управлять. Почему даже смягчённый закон об иновладельцах опасен для онлайн-кинотеатров в России
Антон Горелкин подготовил новую версию законопроекта о регулировании онлайн-кинотеатров. Из документа убрали запрет для иностранцев владеть более 20% российских видеосервисов.
Однако таким сервисам придётся разделить функции владения и управления. Так ранее сделал «Яндекс», чтобы ограничить иностранный контроль над платформами. Новые правила также предполагают, что иностранные платформы можно лишать права на эксклюзивность контента.
Законопроект по факту может дать государству инструмент прямого контроля над любыми операционными решениями компаний с иностранным владением, объясняет партнёр, руководитель практики IP/IT юридической фирмы Digital Rights Center Михаил Третьяк.
«Крайне важна употреблённая господином Горелкиным формулировка: “Иностранцы смогут владеть сервисами и получить прибыль от инвестиций, но не смогут контролировать решения”, — что подразумевает полную потерю операционного контроля», — сказал он.
Новые полномочия РКН
Опрошенные «Секретом» эксперты говорят о том, что закон может позволить включать в реестр аудиовизуальных сервисов Роскомнадзора Netflix и другие иностранные платформы, чтобы обязать их играть по российским правилам.
«Поправки закрепляют положения, в соответствии с которыми Роскомнадзор сможет предложить признать тот или иной сайт, программу (коей может являться в том числе и приложение онлайн-кинотеатра) или информационную систему значимым интернет-ресурсом. Конечное решение остаётся за правительственной комиссией, однако предложение вносится именно Роскомнадзором», — рассказал «Секрету» Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия».
Что это означает на практике? Иностранные онлайн-кинотеатры могут столкнуться с ограничениями, которые уже испытывают крупные сервисы — Facebook, Twitter и Google. Их обязали перенести сервера, на которых хранятся данные россиян, на территорию РФ. Кроме того, 23 июня был принят законопроект о так называемом "приземлении" иностранных компаний, по которому крупные зарубежные технологические компании обязаны открыть представительства в России.
Новый законопроект — это не только шаг по регулированию деятельности иностранных сервисов в целом, но и шаг по усилению государственного контроля в Сети, полагает Третьяк.
Netflix — всё?
Пока закон не вступил в законную силу, затруднительно рассуждать о том, насколько обременительным он станет для иностранных информационных ресурсов, сходятся во мнении опрошенные «Секретом» эксперты. Однако потеря операционного контроля может стать полным нонсенсом для иностранных компаний.
«Иностранцы давно привыкли к тому, что если вкладывают ресурсы в компанию и её развивают, они и принимают все решения, связанные с операционной деятельностью на любом рынке. С этой точки зрения найдутся компании, которые стопроцентно откажутся от ведения бизнеса в юрисдикции с подобными правилами. Покинуть Россию в первую очередь могут те контент-площадки, для которых российский рынок явно не является основным – тe же Netflix и Amazon Prime», — спрогнозировал Третьяк.
Уйти могут и те, для кого исполнение требований нового закона обернётся большими финансовыми трудностями или несовместимостью с внутренней политикой компании, полагает Скрипилёв. Впрочем, для многих западных компаний российский рынок не является значимым. А это означает, что иностранные онлайн-кинотеатры могут распрощаться с российскими пользователями и не почувствовать на себе серьёзных финансовых потерь.
Фото: duma.gov.ru
Главные новости бизнеса, экономики и финансов — у нас в фейсбуке.