secretmag.ru
Новости

Распродажа тюрем и сертификаты на комфортную камеру. Что происходит с украинской тюремной системой

В украинском посёлке Коцюбинское стартовала распродажа тюрем. На торги выставят как минимум девять зданий бывших мест заключения, сообщили в Минюсте Украины. Первый лот — Ирпенский исправительный центр в Киевской области — можно приобрести 6 августа через электронный аукцион.

Где и какие тюрьмы можно купить

В течение следующих нескольких недель тюрьмы будут продавать на открытых электронных аукционах через систему «Prozorro-Продажи», начальная стоимость объектов не сообщается. В список зданий, помимо киевского ИЦ, вошли ещё восемь: Ковельская воспитательная колония, Устиновский, Игренский и Ширяевский, исправительные центры, а также Черноморская, Желтоводская, Черкасская и Дергачевская исправительные колонии. Министр юстиции Украины Денис Малюська заявил, что количество тюрем на продажу увеличится.

Как минимум один покупатель здания бывшего Ирпенского ИЦ есть. Это украинская строительная компания «Атлант», которая с 2017 года ведёт диалог с Минюстом о покупке участка для возведения многоквартирных домов.

Зачем продают украинские тюрьмы

«Просто у нас слишком много избыточного имущества, на содержание которого мы тратим средства», — пояснил Малюська. В настоящее время украинские тюрьмы не заполнены даже на половину — в них содержится 51 341 осужденный. Свободными остаются более 60 000 мест. Уже законсервированы 27 и закрыты восемь исправительных учреждений. Ранее украинский министр отмечал, что в стране можно оставить всего две тюрьмы, и обеспечить в них условия как в Норвегии и Дании. По словам Малюськи, на большее количество мест лишения свободы по западному образцу денег не хватит.

70% от полученной выручки пойдёт на строительство новых исправительных учреждений и обновление инфраструктуры. В докладе правительства США за 2019 год указано, что условия содержания в украинских тюрьмах порой представляют серьёзную угрозу для жизни и здоровья заключённых. Малюська охарактеризовал текущие условия как «ужасные».

Тендеры на строительство новых исправительных учреждений, скорее всего, выиграют приближённые к власти компании, уверен украинский политолог Александр Дудчак. «Данные активы распродадут недорого, вырученные средства вряд ли поступят в бюджет. К этим торгам допущены будут далеко не все, кто мог бы дать реальную цену за подобную инфраструктуру», — отметил он.

В Минюсте Украины тоже сомневаются в возможности выгодной продажи сооружений. По мнению одного из источников, вырученных денег будет недостаточно для строительства новых тюрем.

© facebook.com/Denis Malyuska

Тюремная реформа и сертификат на место в камере

В апреле 2020 года Малюська представил проект реформирования уголовно-исполнительной системы Украины, который поддержал Совет Европы. Организация объявила тендер на консультационные услуги для оказания содействия проведения реформ в стране. Общий бюджет проекта — более €1,17 млн. Помимо заморозки и продажи исправительных учреждений в него входит сокращение количества заключённых за счёт перехода от «наказания в виде лишения свободы до других видов наказаний, которые с таким лишением свободы не связаны». Кроме того, тюрьмы планируют объединить в универсальные учреждения исполнения наказаний, где будут содержаться преступники разного уровня опасности.

«Это даст нам, с одной стороны, значительную экономию бюджетных средств и позволит закрыть большое количество полупустых тюрем. С другой стороны, заключённые смогут находиться ближе к своим семьям, получать передачи и чаще общаться с родными. Для ресоциализации осужденных это крайне важно», — объяснил министр.

Ещё одно нововведение — платные камеры повышенного комфорта. Они уже функционируют в 19 следственных изоляторах различных регионов Украины. Первая спецкамера была открыта 1 июня. С того момента в бюджет уже поступило свыше 318 000 грн (около 850 000 рублей) в качестве платы за пользование такими камерами. Полученные деньги направляются в специальный фонд, за счёт которого ремонтируют бесплатные камеры, отметил Малюська.

Стоимость проживания варьируется в зависимости от расположения. Сутки в спецкамере в Запорожье обойдутся арестанту в 1500 рублей, неделя — в 5200 рублей, месяц — почти в 9000 рублей. В Днепре сутки и неделя стоят дороже — 2300 и 5700 рублей соответственно, но месяц обойдётся дешевле — 8000 рублей. В Одессе придётся заплатить 2606 рублей в сутки, 9264 рубля в неделю и 10 827 рублей в месяц.

Малюська шутит, что цены не меняются с сезоном. Действительно, для законопослушных граждан будет предусмотрена опция — аренда камеры посуточно, а условия схожи с гостевыми домами в Краснодарском крае. Единственное, с решётками на окнах.

© facebook.com/Denis Malyuska

Кроме того, содержание в VIP-камере можно купить в подарок. Для этого Министерство юстиции выпускает специальные сертификаты. Подарить их можно знакомому или родственнику, который в скором времени отправится в место лишения свободы, или, предложил Малюська, какому-нибудь чиновнику или политику на день рождения. Сертификат действует шесть месяцев. В случае невостребованности в течение этого срока деньги будут перечислены соответствующему следственному изолятору в качестве благотворительной помощи.

Ситуация в России

Серьёзных изменений во всей тюремной системе России не было больше 20 лет — её не реформировали с 1998 года. В 2013 году ФСИН оценила новую реформу в 1,8 трлн рублей. Сославшись на отсутствие средств и необходимой нормативной базы, ведомство отказалось от идеи кардинальных изменений для улучшения условий заключённых.

Однако в РФ также ведётся дискуссия о создании частных СИЗО. Бизнес-омбудсмен Борис Титов указывал на необходимость оградить предпринимателей от криминала. Они поддержали его инициативу, отметив «сложные условия пребывания» в изоляторах и колониях.

Инициативу по созданию частных изоляторов поддерживают и в Госдуме, и во ФСИН, сообщали СМИ. Бизнес-омбудсмен Москвы предложила сделать столицу пилотным регионом для строительства коммерческих СИЗО.

При этом, по данным Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), российские следственные изоляторы переполнены в два раза. В них содержатся 120 000 человек. Ведомство предлагает решить проблему также за счёт сокращения количества заключённых. Например, не брать под стражу женщин с детьми до трёх лет, беременных, инвалидов I–II группы и обвиняемых в мелких преступлениях.