Пост дня. Сценарист Лилия Ким о токсичных клиентах
Как работать с токсичными клиентами? Никак. Бегите от них без оглядки. Даже хорошие деньги не стоят того, чтобы превращать любимую работу в ад. Сценарист Лилия Ким опубликовала в своём фейсбуке очень точную инструкцию, которая позволяет таких клиентов распознать. Публикуем её пост с минимальными сокращениями:
Про токсичных клиентов. <...> Короче, токсичный клиент — это тот, из-за кого вы начинаете сомневаться, что любите то, чем занимаетесь, тогда как обычно вы это любите, сами выбрали и прям вот этим живёте. Токсичные клиенты (toxic clients, clients jerks) это те, кто:
— сами не знают чего хотят, сыплют противоречивыми указаниями, нанимают вас на работу — но не ценят вашу экспертизу, могут в одном предложении сказать «никто лучше меня не знает мой бизнес» и «вы же профессионал!»;
— используют положение клиента, чтобы самоутверждаться за ваш счёт — открыто агрессивно или пассивно-агрессивно. Говорят «знаете, я тут подумал...» и озвучивает вдруг новые вводные, противоречащие тому, о чём договорились;
— cheap jerks, которые начинают увеличивать объём вашей работы уже после подписания контракта, или требуют больше чем было оговорено изначально, задерживают оплату, требуют скидок, пытаются за авансовый платёж получить основной массив работ;
— тратят ваше время пустыми разговорами, не проясняющими ничего;
— имеющие неадекватные ожидания, приходящие не с конкретным ТЗ, а с верой, что вы волшебник и сейчас, несмотря на все пороки развития их бизнеса, сложившиеся исторически за много лет, волшебным образом сделаете так, как если бы это были не они, а «самый лучший бизнес в мире».
Но основной критерий такой, что каждый день работы с этим клиентом наполняет вас ненавистью к своему занятию. Советую немедленно бросать, потому что за время, которое вы потратите на токсичного клиента, можно найти трёх других адекватных.
А о том, как общаться с другими неприятными личностями, читайте в большом интервью с автором бестселлера «Как разговаривать с мудаками» Марком Гоулстоном.