После бана. Чем закончатся скандалы с блокировками россиян в Clubhouse
За что банят спикеров
В Clubhouse не только сложно попасть (недостаточно просто скачать приложение — нужно получить приглашение — инвайт — от тех, кто уже там), но непросто и сохранить аккаунт — его могут отправить в теневой бан. Это значит, что пользователя лишают возможности создавать комнаты — площадки, на которых происходят дискуссии на различные темы.
15 февраля соцсеть заблокировала аккаунт журналиста Владимира Соловьёва. Он собирался запустить виртуальную комнату, но так и не смог этого сделать. Позже бан получил главред Esquire Сергей Минаев. Его заблокировали 20 февраля сразу после участия в дискуссии «Внимание, токсично: адекватный феминизм».
Из-за этих и других блокировок Clubhouse обвинили в травле. Владимир Соловьёв заявил в своем Twitter, что «с таким администрированием сеть долго не протянет». Ещё раньше телеведущий прокомментировал полученный им теневой бан в Clubhouse так: «Все, что надо знать о "ценности свобода слова" на этой площадке». Сергей Минаев в своем Telegram-канале рассказал, что он оказался «забанен в этой прекрасной сети» после «коллективного стукачества феминисток».
Кто-то ещё хочет посмеяться над манифестом Богомолова, обсудить, что cancel culture (культура отмены. — Прим. «Секрета») вас не касается, что никакой цензуры в мире свободных СМИ не существует? Казалось бы — коллективное затыкание рта оппоненту есть прерогатива токсичного, патриархального и косного зла. Но, как мы видим, прогрессивное, светлое и умное добро не нашло аргументов в свою пользу и обратилось к зарубежному товарищу майору напрямую.
Оппонента Минаева в той дискуссии о правах женщин — фем-активисту Лизу Лазерсон — также заблокировали после жалобы других участников комнаты. Бан получили и модераторы беседы Павел Осовцов и Михаил Барышников, которых обвиняли в токсичном поведении в беседе с феминисткам.
Лазерсон заявила, что никакого коллективного доноса не было. «Люди просто не знали, как поддержать девочек и высказать фи Минаеву и компании, — объяснила она.
Виноваты баги соцсети или это саморегулирование сообщества?
Блокировка того или иного спикера в Clubhouse — это не позиция самой соцсети или «зарубежного товарища майора» (как, например, Twitter поступил с аккаунтом Дональда Трампа), а результат коллективной попытки других пользователей выразить свое отношение к тому, что делает и говорит спикер.
В других соцсетях разделены инструменты администрирования и выражения недовольства пользователей. В YouTube можно поставить дислайк, а в Telegram или Instagram — написать автору канала в личные сообщения или в комментарии под постом. Эти и другие площадки также дают пользователям возможность пожаловаться в администрацию соцсети на неуместный контент, агрессивное или оскорбительное высказывание и прочее.
В Clubhouse пока нет подобной возможности выразить свое недовольство. Единственный доступный инструмент — жалоба администрации соцсети. Поэтому некоторые пользователи нажимают на кнопку «репорт» и жалуются на спикера, используя это как своего рода альтернативу привычному дислайку. В итоге человек может оказаться довольно быстро забанен, даже если количество репортов было относительно небольшим.
«Думаю, что такая механика блокировок направлена на как бы естественную очистку комьюнити от токсичного поведения, — сказала Ангелина Ивашкевич, которая участвует в модерации самого крупного клуба (набора комнат) в русском Clubhouse — The Dacha. — И это вполне ожидаемо после опыта коммуникации в других соцсетях. Мы видим километровые переписки, интернет-срачи на других платформах и не хотим переносить их в Clubhouse. Этим и ценно текущее комьюнити».
С этим согласен один из самых активных и популярных пользователей Clubhouse в России и продюсер микроблогов «Пикчер» Анатолий Капустин. По его словам, люди идут в новую соцсеть не для того, чтобы обсуждать те темы, которые хотел затронуть Соловьев или о которых говорил Минаев. «Все "старые" блогеры и лидеры мнений, такие как Минаев или Соловьев, столкнутся с народным недовольством, если будут транслировать не прогрессивные идеи. И, может быть, на какое-то время уйдут из Clubhouse», — сказал он.
В отличие от радиоэфира, сообщество в Clubhouse может дать «симметричный ответ», когда спикеры высказывают controversial opinion (спорное мнение. — Прим. «Секрета фирмы»), подчеркнул Капустин.
Автор Telegram-канала «Русский маркетинг» Семён Ефимов (вместе с Капустиным модерирует одну из крупнейших российских Clubhouse-комнат — «Кто создал и зачем нужен») считает, что система банов в Clubhouse работает неправильно. Он вспоминает беседу в одной из комнат, где девушка-спикер рассказала, как в приложении зарегистрировался её бывший и она десять раз нажала кнопку «репорт» просто потому, что он ей не нравится.
«Это всё, что нужно знать о том, как можно влегкую человека зарепортить просто из-за какой-то ерунды, — резюмировал он. — История с банами — это баг Clubhouse».
Среди пользователей и модераторов комнат в Clubhouse есть предположение, что вскоре разработчики не только исправят систему банов, но и будут наказывать тех, кто необоснованно отправляет репорты. Анатолий Капустин предположил, что новая система может работать так: если спикер ещё ничего не делал, а пользователь на него жалуется, что он «занимается троллингом и хейтспичем», то модераторы смогут наложить санкции на самого пользователя за ложный репорт.
Будущее Clubhouse в России
Несмотря на все недостатки и критику, Clubhouse стремительно набирает популярность среди российских пользователей. С 10 по 16 февраля аудитория соцсети в России выросла в 18 раз, и число пользователей только продолжает расти.
Это отчасти объясняется интересом медийных лиц к новому приложению, отчасти — самим форматом Clubhouse. Поэтому скандалы из-за банов вряд ли повлияют на популярность приложения в России и ударят по репутации площадки, считают опрошенные «Секретом» эксперты.
Соцсеть ещё очень молодая. Поэтому преждевременно хоронить её и говорить: «Всё, из-за таких ошибок (блокировок. — Прим. "Секрета") она точно загнётся, и всё это репутационно очень плохо». Во «ВКонтакте» и в Facebook люди общались с помощью сообщений, смотрели паблики и все остальное. Потом у нас появился Instagram с его фотографиями и сторис. Потом TikTok. Но всё это время этого нормальных аудиосоцсетей, по сути, и не было. И вот сейчас выстрелил Clubhouse. Для одних это альтернатива и замена подкастов, для других — радио. Сильная сторона Clubhouse в том, что есть прямая связь спикера (или автора) со своей аудиторией, есть возможность моментально получить обратную связь и всё это происходит в реальном времени.
Clubhouse объединил в себе две очень удобные штуки: с одной стороны, можно слушать радио и вообще не вылезать из приложения — но при этом слушать тех людей, которые никогда не придут на радио.
С другой стороны, отличие от радио — ты создаешь, например, свою комнату, и в какой-то момент к тебе может зайти, например, сооснователь Mail.ru Дмитрий Гришин. Или может прийти Олег Тиньков и назвать тебя бездельником. На любительском радио этого нет. Как кто-то сказал, тени великих, которые бродят по Clubhouse, могут зайти в комнату и навести там шороху.
Среди рисков Clubhouse на российском рынке — возможный конфликт с Роспотребнадзором. После попадания в теневой бан Владимир Соловьёв обратился в это ведомство с жалобой. Там заявили, что решение ограничить телеведущему доступ нарушает «права граждан на доступ к информации и её свободное распространение» — и потребовали вернуть Соловьёву доступ.
С прошлого года в России действует закон, согласно которому иностранные интернет-ресурсы могут быть внесены в специальный реестр, если будут уличены в нарушениях «основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод» граждан России. Роспотребнадзор может наказывать ресурсы из реестра административными штрафами, замедлением трафика и блокировкой. Clubhouse рискует оказаться первым сервисом, на который обрушатся такие санкции.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com